Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Остранение" и духовная проблематика  (Прочитано 1272 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: "Остранение" и духовная проблематика
« Ответ #4 : 21 ЬРп 2013, 03:31:01 »
Начнем с остранения. Это главный прием искусства, по Шкловскому. Для чего вообще существует искусство? – спросим еще раз. Дело в том, что в повседневной жизни бытие стирается, перестает быть ощутимым. Автоматизируется. Шкловский пишет, «Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны». Вместо видения вещи происходит всего лишь ее узнавание. Вот как мы читаем текст на знакомом языке, даже не дочитывая отдельных слов – уже знаем, какое слово будет.

<...>

Да, так что такое остранение? Это способ дать многажды встречавшуюся и автоматически узнаваемую вещь – неожиданной, странной, как бы впервые увиденной. Ну, и тут надо дать знаменитую цитату – из статьи Шкловского «Искусство как прием»:
 
 «И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы сделать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи как вИдение, а не как узнавание, приемом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающей трудность и долготу восприятия...»

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: "Остранение" и духовная проблематика
« Ответ #3 : 23 пЭТРап 2012, 19:49:22 »
 Остранение не только и не столько от вещи воссоздаваемой,но и ото всего вообще,как бы взгляд из другого,будто ты сам только родился и - видишь первый раз,осмысляешь,исследуешь,жадно впитываешь единственное сейчас,познаёшь законы его строения,соотношение с остальным миром и тобой,столь же неизвестными тебе самому.Как подражание Творцу исследующему себя с помощью себя же.Это сродни зикру,медитации,непрестанной молитве - тебя нет,мира нет,но есть что то,настойчиво просящее - "познай меня",как след пустоты в пустоте...Пустоты,более полной,интуитивно понимая,чем этот мир и ты,и "идеи",слова ,и всё вообще,что было до сих пор.Тогда начинаешь понимать,что эта "пустота" полнее намного тех картонных фигурок,что ты звал до этого -"я","мир","Бог".Это - со-акт творения настоящего из другого мира,до этого лишь предполагаемого тобой...
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: "Остранение" и духовная проблематика
« Ответ #2 : 19 пЭТРап 2012, 18:02:03 »
Интересная,хотя и неоднозначная статья.Действительно,все искусства своими ритмическими узорами пытаются вызвать транс,оторвать человека создающего,а затем и воспринимающего от "я",с его социокультурными наслоениями-штампами,нарушая принцип "экономии" сил,заставляя видеть знакомое внове,будто в первый раз,исследуя предмет и самоё себя без участия рассуждающего ума.-"Сначала горы и воды,для меня,были просто "горы и воды",затем они стали уже "не просто горы и воды",а сейчас они снова - просто горы и воды."-Прав был китаец(Ван Вэй,по моему)...Но в капле отразился - мир,и тот,и этот,и другой..."Вывод вещи из автоматизма восприятия совершается в искусстве разными способами." - И вместе с новым ощущением вещи проявляется на миг тот самый Я,которого "нет",настоящий,которого интересует лишь настоящее видение...
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
"Остранение" и духовная проблематика
« Ответ #1 : 18 пЭТРап 2012, 04:51:30 »
 Остранение — выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия Д. Дьюи. Б. Брехт определял данный эффект следующим образом: „вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным“.

   Литература.
   Шкловский В.Б. Теория прозы. М., 1925.

Отсюда

"Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация с'едает вещи [выделено мной - wayter], платье, мебель, жену и страх войны.

„Если целая сложная жизнь многих проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была.“

И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.

<...> Вывод вещи из автоматизма восприятия совершается в искусстве разными способами.

* * *

Из введения к статье Шкловского:

„Искусство как прием“ - одна из наиболее знаковых и знаменитых работ не только в творчестве Виктора Шкловского, но и в истории ОПОЯЗа. Именно в ней были впервые сформулированы ключевые для русского формализма понятия прием, остранение и автоматизация.

Источник

В форуме упоминалось здесь ("Происхождение ЧП") и здесь ("Почему так трудно помнить себя")
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100