Остранение — выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия
Д. Дьюи. Б. Брехт определял данный эффект следующим образом: „вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным“.
Литература.
Шкловский В.Б. Теория прозы. М., 1925.
Отсюда"Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь.
Автоматизация с'едает вещи [выделено мной - wayter], платье, мебель, жену и страх войны.
„Если целая сложная жизнь многих проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была.“
И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен;
искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.<...> Вывод вещи из автоматизма восприятия совершается в искусстве разными способами.
* * *
Из введения к статье Шкловского:
„Искусство как прием“ - одна из наиболее знаковых и знаменитых работ не только в творчестве Виктора Шкловского, но и в истории ОПОЯЗа. Именно в ней были впервые сформулированы ключевые для русского формализма понятия
прием, остранение и автоматизация.
ИсточникВ форуме упоминалось
здесь ("Происхождение ЧП") и
здесь ("Почему так трудно помнить себя")