Сегодня я посмотрела ещё один фильм М. Ханеке -
"Код неизвестен". Слоган фильма: "Love has a language all its own" ("У любви свой собственный язык"), и можно подумать, что это фильм о любви, но в фильме всё как раз наоборот - М. Ханеке любит всё переворачивать с ног на голову, как бы подводя зрителя к закономерному выводу: "All you need is love" ("The Beatles") - "Всё, что тебе нужно, - это любовь".
Мне очень понравилась
эта рецензия на фильм. Как и в фильме "Время волков", этот фильм режиссёра, любящего иносказательность, также не лишён метафоры - закрытой двери. Это не только входная дверь в дом главных героев, но и закрытые двери и отсутствие окон в фильме, в котором снимается главная героиня (по сценарию М. Ханеке она актриса). Я думаю, в слова преступника, обращающегося к пойманной им и запертой "в четырёх стенах" героине, М.Х. вложил и свои слова. Героиня спрашивает его: "А что будет дальше?" - "Ничего. Ты просто умрёшь. Я хочу, чтобы ты сняла свою "маску" и стала естественной, будь самой собой..." (привела по памяти). Так что, на мой взгляд, "код неизвестен" не только к закрытой двери, но и к самим себе. В данном контексте этот фильм приобретает не только тот смысл, который описан в вышеупомянутой рецензии, но и дополнительный - показать "суету сует" обыденной, ничем не примечательной, жизни. В этом фильме и сюжета-то как такового нет - просто показаны "нарезки" из обычной жизни, как и фотографии, которые делает в метро муж героини - фотограф по специальности. Просто эпизоды, никак не скомпонованные между собой при помощи концептуального монтажа. Именно поэтому и переходы между эпизодами резкие, а не плавные, с более продолжительной по времени длительностью затемнения.
Помнится, был такой видеопроект на "YouTube" (кажется, года два тому назад), который по-моему назывался "Один день из жизни планеты Земля". Вот и здесь показаны дни повседневной жизни, где люди ссорятся и мирятся, смеются и плачут, женятся и расходятся, рожают и умирают, воюют и дружат, страдают и радуются... Ещё мне подумалось, о мозаике как цельной картине, но М.Х. здесь нарочито не рассматривает "под микроскопом" эти отдельным кусочки, а как бы смотрит на них вскользь, как и сами действующие лица и зрители... Или как в калейдоскопе из различных кусочков разной формы вырисовываются разные картинки. Что примечательно, в этом фильме эти самые "кусочки" могли бы быть и другими и без ущерба для самого фильма, но М.Х. вновь противопоставляет цивилизованный и нецивилизованный миры - горожан и жителей деревни, парижан и эмигрантов из стран третьего мира (кстати, диалоги выходцев из других стран для большей достоверности и ради главной идеи фильма - непонимания между людьми - не переведены). Фильм имеет кольцевую композицию - начинается и заканчивается с игры в загадки, в которую играют глухонемые дети. Вот и мы, намекает М.Х., такие же глухонемые перед закрытыми дверями.
Фильм, наверное, не для всех - не для тех, кто привык к сюжетному и динамичному кино, но мне этот фильм всё равно было интересно смотреть. Именно тем и привлекателен М.Х. как сценарист и режиссёр, что в каждом своём очередном фильме он придумывает для зрителя что-то абсолютно новое и ни на что ранее непохожее. И, как всегда, будоражит ум зрителя, предлагая ему задуматься о себе, о других и о жизни вообще.