Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Слепые надежды как благодеянье (Кундабуфер - дар Прометея?)  (Прочитано 8161 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Не знаю тут уже кто то высказал мысль что кундабуфер это плод познания с древа добра и зла? ( Адам это первый человек его подхвативший) Если по простому это информационный вирус, поражающий психику, порождающий мораль, представления о добре и зле. Его занесли к нам пришельцы.

Evgeny

  • Дервиш
  • ********
  • Сообщений: 6199
  • Reputation Power: 91
  • Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!
    • Просмотр профиля
 Ну, по Гурджиеву кундабуфер и был даром богов (точней, архангелов) людям ради их спасения. Только с какого-то момента надобность в нем отпала, хотя я не нашел там (в "Рассказах Вельзевула") внятного объяснения, почему такая перемена.
Иди за тем, с кем тебе по пути.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Эдип и загадка

Четвероногий поутру, двуногий —
Днем и о трех ногах — порой заката —
Так вечный сфинкс изменчивого брата
Себе воображал, и на дороге

Закатной он увидет человека,
Который, стоя перед жутким дивом,
В нем угадал, как в зеркале правдивом,
Все, что ему начертано от века.

Эдипы мы и вместе с тем — тройная
Загадка во плоти, соединяя
Себя былых с тем, кем когда-то будем.

Мы б умерли, представ перед своею
Глубинной сутью, но Господь, жалея,
Забвение и смену дарит людям.

(Хорхе Луис Борхес, пер. Б. Дубина)
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Тот стих Прометея или чей вызывает подозрения. Люди стали цивилизованными и потом поняли что развивать душевные дела возможно лишь уйдя от жизни в какой монастырь или вообще замуровать себя в некоторых традициях. Так кто развивал душу ( по ЧП) те несущие бремя типа сонные эгзистирующие люди или теперешние пытающиеся подвергнуть себя страданиям тех прежних людей? Может эта притча Прометея неправильно трактованна? Не знаю, не знаю всех деталей. Трудно судить.
По поводу терпения неприятных проявлений других, мне кажется если это происходит на уровне какой-то мотивировки это может быть так-же опасно как и сдерживание негативных эмоций без соответсвующей техники. По ЧП мы машина и фабрика. Чтобы научиться претерпевать эти проявления для начала да, наверное практикуется такая вещь, но в принципе если отвечать на вопрос что происходит? Наверное то-же самое что и всюду - обмен веществ, "я поедаю неприятные выражения другого которые он выбрасывает как ненужную энергию" можно и так выразиться, но тут больше процесс возможный изза имеющегося состояния а не какие-то мотивированные действия. Может быть я даже внешне могу выглядить злым, но внутренне остаться безразличным.

Цитировать
   Вопрос: А если проявлять терпимость к проявлениям других? Будет ли эта
задача хорошей?

   Ответ: Терпеливо выносить проявления других - это великая вещь,
последняя вещь для человека. На нее способен лишь совершенный человек.
Начните с того, чтобы сделать своей целью, или своим идолом, способность
переносить какое-нибудь одно проявление одного лица, которое вы сейчас не в
состоянии вынести без нервозности. Если вы "захотите", вы "сможете". Без
"хотенья" вы никогда не "сможете". Желание - самая могучая вещь в мире. Все
происходит благодаря сознательному желанию.
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Наличие цели не отменяет добровольность, особенно если к достижению цели никто не принуждает. В любом случае, добровольности в страдании, которое человек сам берет на себя, гораздо больше, чем в наших примитивных механических реакциях типа раздражения и злости.

Да, разумеется. Я имела в виду, что добровольность на каких-то этапах - вещь весьма сомнительная, поскольку человек на них вряд ли может что-то делать сам; практически все, что он делает - это весьма механические реакции. Но, конечно, на шкале градаций "добровольное (менее механистичное, непривычная реакция) - вынужденное (более механистичное, варианты типа стимул -> непосредственно следующая за стимулом привычная реакция)" терпеливость по отношению к чужим неприятным проявлениям будет добровольной; если это, конечно, не тупая и привычная механическая реакция, вызванная глубоко укоренившимся страхом или столь же глубоко укоренившимся тщеславием.

Вы пишете:
Если бы сама по себе практика перетерпевания в отношении себя "ненравящихся-нам-проявлений-других" давала результат, то огромное количество работников отелей, ресторанов и прочих подобных мест менялись бы за долгие годы службы. Но мои наблюдения говорят другое: люди терпят, пока это по тем или иным причинам требуется и они хотят и готовы терпеть ради какой-то своей цели, а в ситуации, которая такого терпения не требует, все быстро возвращается на круги своя. То есть получается, что такой практики самой по себе явно недостаточно, либо она не работает вообще, и это как раз то, что меня смутило, когда я читала про кундабуфер

Без сомнения. Но то, что предлагается в Учении - не только благие призывы общего характера, вроде любви к ближнему. Подразумевается также метод, который бы позволил переносить добровольные страдания и извлекать из них пользу. В Традиции (со всеми необходимыми поправками это относится и к учению Г.) сначала человек видит в наставнике наиболее значимого другого, что позволяет ему принимать критику, а голос учителя временно служит голосом совести (без кавычек). Затем этот голос переходит внутрь, интернализируется. Потом становится возможным перенесение почти неизбежных страданий, причиняемых собратьями по общине; при благоприятных обстоятельствах эта способность может распространиться и на людей за пределами общины, любых встречных.  (Последовательность здесь условная, конечно - процессы могут идти и параллельно).

Да, если метод подразумевается, то вопрос отпадает. Если же рассматривать отдельно взятую практику, без контекста (школы и методов), то сама по себе она вряд ли к чему-то приведет.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

404

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 463
  • Reputation Power: 9
  • 404 has no influence.
    • Просмотр профиля
Вы пишете:

Если бы сама по себе практика перетерпевания в отношении себя "ненравящихся-нам-проявлений-других" давала результат, то огромное количество работников отелей, ресторанов и прочих подобных мест менялись бы за долгие годы службы. Но мои наблюдения говорят другое: люди терпят, пока это по тем или иным причинам требуется и они хотят и готовы терпеть ради какой-то своей цели, а в ситуации, которая такого терпения не требует, все быстро возвращается на круги своя. То есть получается, что такой практики самой по себе явно недостаточно, либо она не работает вообще, и это как раз то, что меня смутило, когда я читала про кундабуфер

Наличие цели не отменяет добровольность, особенно если к достижению цели никто не принуждает. В любом случае, добровольности в страдании, которое человек сам берет на себя, гораздо больше, чем в наших примитивных механических реакциях типа раздражения и злости.

Ева, на мой взгляд, Вы привели пример как раз не добровольного наличия цели. Служащий из примера поступал так (терпел других) находясь на работе из-за нужды.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог


Да, конечно. Но ведь интернализация возможна, когда критика исходит от значимых людей или групп. Потому что только в этом случае личные границы становятся более проницаемыми, если так можно выразиться. То есть если чье-то мнение сильно важно (не имеет значения, испытываем ли мы к значимому человеку или группе людей любовь и уважение, или находимся в жесткой ситуации, из которой не уйти и просто зависим от них, - роль играет именно степень значимости людей или группы для удовлетворения жизненно важных потребностей), то границы будут размываться, вплоть до полного исчезновения в некоторых случаях: вот тогда-то и происходит интернализация. Я один из подобных вариантов пыталась рассмотреть, когда писала, что "претерпевая чужие неприятные проявления, есть шансы начать относиться к ним с приятием и прислушиваться к критике (вследствие работы тех самых защитных механизмов, которые заставляют адаптироваться и к недружелюбной среде, если из нее нельзя убежать)". Но в случаях, когда мнение другого/других не так важно, и особенно если эти другой/другие неприятны, границы останутся непроницаемыми. Тысячи и миллионы людей по разным причинам терпят неприятные проявления других, и это ничего не меняет и не дает увидеть. Если бы сама по себе практика перетерпевания в отношении себя "ненравящихся-нам-проявлений-других" давала результат, то огромное количество работников отелей, ресторанов и прочих подобных мест менялись бы за долгие годы службы. Но мои наблюдения говорят другое: люди терпят, пока это по тем или иным причинам требуется и они хотят и готовы терпеть ради какой-то своей цели, а в ситуации, которая такого терпения не требует, все быстро возвращается на круги своя. То есть получается, что такой практики самой по себе явно недостаточно, либо она не работает вообще, и это как раз то, что меня смутило, когда я читала про кундабуфер.
Конечно, можно поставить вопрос о добровольности такого терпения, что все дело в этом. Но такой подход может быть ошибкой: ведь и человек, практикующий ЧП и "добровольное страдание", делает это тоже ради достижения каких-то целей. А значит, добровольность тут весьма условна. Но поскольку все подряд люди значимыми мало для кого являются, то элемент недобровольности тут тоже не особо поможет :-)
И осознание своих иллюзий без обучения такой деятельности (то есть без интернализации чужой точки зрения и без получения навыков) тоже маловероятно, мне кажется. Так что сложно назвать это способом "изнутри", впрочем, как и способом "снаружи" в чистом виде это тоже нельзя назвать, имхо.

Так что да, одно не отменяет другого; вдобавок требуется, видимо, соблюдение еще целого ряда обязательных условий, про которые в тексте про кундабуфер ничего не сказано, и в этом дело.

Вы пишете:

 ведь и человек, практикующий ЧП и "добровольное страдание", делает это тоже ради достижения каких-то целей. А значит, добровольность тут весьма условна.

Эта мысль для меня совсем не очевидна. Наличие цели не отменяет добровольность, особенно если к достижению цели никто не принуждает. В любом случае, добровольности в страдании, которое человек сам берет на себя, гораздо больше, чем в наших примитивных механических реакциях типа раздражения и злости.

Вы пишете:

Если бы сама по себе практика перетерпевания в отношении себя "ненравящихся-нам-проявлений-других" давала результат, то огромное количество работников отелей, ресторанов и прочих подобных мест менялись бы за долгие годы службы. Но мои наблюдения говорят другое: люди терпят, пока это по тем или иным причинам требуется и они хотят и готовы терпеть ради какой-то своей цели, а в ситуации, которая такого терпения не требует, все быстро возвращается на круги своя. То есть получается, что такой практики самой по себе явно недостаточно, либо она не работает вообще, и это как раз то, что меня смутило, когда я читала про кундабуфер

Без сомнения. Но то, что предлагается в Учении - не только благие призывы общего характера, вроде любви к ближнему. Подразумевается также метод, который бы позволил переносить добровольные страдания и извлекать из них пользу. В Традиции (со всеми необходимыми поправками это относится и к учению Г.) сначала человек видит в наставнике наиболее значимого другого, что позволяет ему принимать критику, а голос учителя временно служит голосом совести (без кавычек). Затем этот голос переходит внутрь, интернализируется. Потом становится возможным перенесение почти неизбежных страданий, причиняемых собратьями по общине; при благоприятных обстоятельствах эта способность может распространиться и на людей за пределами общины, любых встречных.  (Последовательность здесь условная, конечно - процессы могут идти и параллельно).
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
...
что внеше делает человек, занимающийся практикой терпимости (то-же самое, что и "перенесение других", нмв), по отношению к объекту терпения?
...
Как это "что делает"... Делает то, что считает нужным  :)  в соответствующей ситуации. Хотя это может и оказаться и просто "внимательное разглядывание" партнера по взаимодействию  :)


Данная практика не накладывает ограничений на "внешнюю" сторону данного "взаимодействия".
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

404

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 463
  • Reputation Power: 9
  • 404 has no influence.
    • Просмотр профиля
.....
Конечно, реальный процесс и труднее дается, чем описано, и богаче по содержанию, и не всегда словами за ним успеваешь... но общее направление примерно таково.

У меня есть некоторые соображения, но до того как я их выскажу, хотелось бы еще раз спросить:
что внеше делает человек, занимающийся практикой терпимости (то-же самое, что и "перенесение других", нмв), по отношению к объекту терпения?
Пока что, Вы описали внутренние проявления которые могут предположительно происходить у практикующего.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
...
Да, только, я бы сказал эта практика (терпимости к другим) и дает неоходимой интенсивности водороды, годные для 2-го сознательного.. А Вы могли бы сказать, что человек, по Вашему, делает в это время  по отношению к объекту терпения?
То, что происходит "на самом деле" - невозможно описать языком "мира 96-ти законов".
Варианты приближенного описания:
1. Смотреть на "неприятного" человека и спрашивать себя - "Зачем судьба послала мне этого человека, какой урок мне нужно извлечь из этого?" Понятно, что без СВ это сделать невозможно. Итогом часто бывает некое "принятие ответственности" за ситуацию, в которой оказался лицом к лицу с данными проявлениями. Бывает, что и чувство благодарности испытываешь к тому, кто помогает "пройти урок".
2. Спрашивать себя, "А что именно мне так не приятно?" Часто удается найти, что человек своими проявлениями "отрицает" некую "ценность", внедренную нам при воспитании или какой-нить "запрет". Тогда начинаешь искренне (по возможности, конечно  :) ) изучать данные проявления и искать корни своих отождествлений.
3. Или просто глядя на человека, размышлять - "Ведь чем-то же я притянул такое?", "Что в себе я не вижу?"
4. Можно также поискать, а есть ли в этих проявлений некий "голос истины", который пробивается из под масок человека в такой форме?


Конечно, реальный процесс и труднее дается, чем описано, и богаче по содержанию, и не всегда словами за ним успеваешь... но общее направление примерно таково.
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

404

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 463
  • Reputation Power: 9
  • 404 has no influence.
    • Просмотр профиля
...
Может под терпимостью к другим поразумевается, более сложная практика, отличная от первых приходящих в голову ассоциаций?
Ну, вообще эта практика является дополнительной к практике 2-го сознательного толчка. Воспринимая эти самые проявления необходимо с помощью СВ трансформировать отрицательные эмоции, вызываемые данными проявлениями...

Да, только, я бы сказал эта практика (терпимости к другим) и дает неоходимой интенсивности водороды, годные для 2-го сознательного.. А Вы могли бы сказать, что человек, по Вашему, делает в это время  по отношению к объекту терпения?


Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
То есть описанный выше способ - это, так сказать, способ "через других": через терпимость у другим прийти к осознанию своих иллюзий; а есть ведь способы - "через себя", то есть через осознание своих иллюзий прийти к терпимости к другим?

Одно не отменяет другое.

Я бы высказал предположение,  что те способы, которые действуют изнутри, в целом менее эффективны, чем те, которые "экстернализируют" (выносят вовне) проблему и делают ее более доступной для наблюдения и действий, ведущих к ее устранению. Особенно это касается тех, кто живет в архаическом обществе и, не обладая развитой индивидуальностью, еще не имеет достаточных средств для самоанализа и управления своим внутренним миром.

Согласна. Я возможно, не очень подходящее слово употребила - "себя", потому что оно почему-то сразу вызвало ассоциации с самоанализом. Но я не говорила про самоанализ, особенно про самоанализ в расхожем смысле этого слова - когда кто-то сидит в углу и сам с собою себя анализирует :-) Хотя, как я поняла по ответным постингам, словосочетание "через себя" вызывает именно такие ассоциации в первую очередь. Я как раз считаю, что обнаружить свои иллюзии без взаимодействия с другими людьми очень сложно или практически невозможно, и об этом здесь написала; возможно, впрочем, что тоже туманно получилось. "Через себя" - я имела в виду, что осознание своих иллюзий первично, а терпеливость к другим уже следует из него; в отличие от способа, когда практика перетерпевания в отношении себя "ненравящихся-нам-проявлений-других" первична, а осознание иллюзий будет результатом такой практики.

"Совесть" в обычном понимании - это голос социума. Наше "сверх-я" это впечатления, идущие от общества. Большая часть добродетелей это ценности, навязываемые семьей и общиной, они обычно призывают действовать в интересах племени и в ущерб собственным. В таком истолковании человеку, способному принимать критику от других людей, возможно, более легко будет принять ту же критику, когда она интернализируется, звучит как  внутренний голос, голос "совести".

Да, конечно. Но ведь интернализация возможна, когда критика исходит от значимых людей или групп. Потому что только в этом случае личные границы становятся более проницаемыми, если так можно выразиться. То есть если чье-то мнение сильно важно (не имеет значения, испытываем ли мы к значимому человеку или группе людей любовь и уважение, или находимся в жесткой ситуации, из которой не уйти и просто зависим от них, - роль играет именно степень значимости людей или группы для удовлетворения жизненно важных потребностей), то границы будут размываться, вплоть до полного исчезновения в некоторых случаях: вот тогда-то и происходит интернализация. Я один из подобных вариантов пыталась рассмотреть, когда писала, что "претерпевая чужие неприятные проявления, есть шансы начать относиться к ним с приятием и прислушиваться к критике (вследствие работы тех самых защитных механизмов, которые заставляют адаптироваться и к недружелюбной среде, если из нее нельзя убежать)". Но в случаях, когда мнение другого/других не так важно, и особенно если эти другой/другие неприятны, границы останутся непроницаемыми. Тысячи и миллионы людей по разным причинам терпят неприятные проявления других, и это ничего не меняет и не дает увидеть. Если бы сама по себе практика перетерпевания в отношении себя "ненравящихся-нам-проявлений-других" давала результат, то огромное количество работников отелей, ресторанов и прочих подобных мест менялись бы за долгие годы службы. Но мои наблюдения говорят другое: люди терпят, пока это по тем или иным причинам требуется и они хотят и готовы терпеть ради какой-то своей цели, а в ситуации, которая такого терпения не требует, все быстро возвращается на круги своя. То есть получается, что такой практики самой по себе явно недостаточно, либо она не работает вообще, и это как раз то, что меня смутило, когда я читала про кундабуфер.
Конечно, можно поставить вопрос о добровольности такого терпения, что все дело в этом. Но такой подход может быть ошибкой: ведь и человек, практикующий ЧП и "добровольное страдание", делает это тоже ради достижения каких-то целей. А значит, добровольность тут весьма условна. Но поскольку все подряд люди значимыми мало для кого являются, то элемент недобровольности тут тоже не особо поможет :-)
И осознание своих иллюзий без обучения такой деятельности (то есть без интернализации чужой точки зрения и без получения навыков) тоже маловероятно, мне кажется. Так что сложно назвать это способом "изнутри", впрочем, как и способом "снаружи" в чистом виде это тоже нельзя назвать, имхо.

Так что да, одно не отменяет другого; вдобавок требуется, видимо, соблюдение еще целого ряда обязательных условий, про которые в тексте про кундабуфер ничего не сказано, и в этом дело.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
...
Может под терпимостью к другим поразумевается, более сложная практика, отличная от первых приходящих в голову ассоциаций?
Ну, вообще эта практика является дополнительной к практике 2-го сознательного толчка. Воспринимая эти самые проявления необходимо с помощью СВ трансформировать отрицательные эмоции, вызываемые данными проявлениями...


То есть это практика, близкая к "намеренному страданию".
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

404

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 463
  • Reputation Power: 9
  • 404 has no influence.
    • Просмотр профиля
Наверное, способ "через себя", можно сравнить со способами "с уходом из мира" но, дает ли этот способ прийти к терпимости к другим? Все равно, проверять в обществе.. Т.о., нмв, способ "через себя" может быть только временным.
Мне кажется, что наиболее эффективный способ увидеть свои защитные реакции в действии - это общение с другими людьми (и далеко не всегда это значит терпеть их неприятные проявления - ведь при столкновении с чем-то сильно неприятным искажения восприятия усиливаются вплоть до блокировки восприятия важных деталей ситуации). Так что "уход из мира" не только не нужен, но более того - помешает, имхо. Ведь сидя в одиночестве, мы не можем видеть значительной части себя - она проявляется только в процессе взаимодействия с другими людьми.

Да, мне тоже так кажется. 
Согласен и с тем, что терпимость к другим: "далеко не всегда это значит терпеть их неприятные проявления".
Всвязи с темой меня заинтересовали мнения участвующих: а что собственно такое эта "терпимость к другим"?
Может, в большем понимании лежит ключ к практике?

Может под терпимостью к другим поразумевается, более сложная практика, отличная от первых приходящих в голову ассоциаций?

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
То есть описанный выше способ - это, так сказать, способ "через других": через терпимость у другим прийти к осознанию своих иллюзий; а есть ведь способы - "через себя", то есть через осознание своих иллюзий прийти к терпимости к другим?

Одно не отменяет другое.

Я бы высказал предположение,  что те способы, которые действуют изнутри, в целом менее эффективны, чем те, которые "экстернализируют" (выносят вовне) проблему и делают ее более доступной для наблюдения и действий, ведущих к ее устранению. Особенно это касается тех, кто живет в архаическом обществе и, не обладая развитой индивидуальностью, еще не имеет достаточных средств для самоанализа и управления своим внутренним миром.

"Совесть" в обычном понимании - это голос социума. Наше "сверх-я" это впечатления, идущие от общества. Большая часть добродетелей это ценности, навязываемые семьей и общиной, они обычно призывают действовать в интересах племени и в ущерб собственным. В таком истолковании человеку, способному принимать критику от других людей, возможно, более легко будет принять ту же критику, когда она интернализируется, звучит как  внутренний голос, голос "совести".
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100