Преодолеть последствия кундабуфера можно посредством добровольных страданий (соотносится с преодолением защитных механизмов):
"Одним из самых лучших средств для обезвреживания имеющегося в ваших натурах предрасположения окристаллизовываться последствиям свойств органа Кундабуфера является „намеренное-страдание“, и самое большое „намеренное-страдание“ в нашем наличии может получиться, если мы будем заставлять себя мочь перетерпевать в отношении себя „ненравящиеся-нам-проявления-других“. ("Все и вся", гл.16)
Возможно, что человеку, которому удается переносить неприятные проявления со стороны других людей, будет также легче претерпевать угрызения собственной совести.
Мне не очень понятна, кстати, вот эта часть про нейтрализацию кундабуфера. Я как раз на ней запнулась, когда читала про кундабуфер. То есть мне непонятно, как механизм "претерпеваем ненравящиеся-нам-проявления-других в отношении себя -> обезвреживается кундабуфер" должен действовать. Можно было бы предположить, что если человек научился терпеть неприятности, доставляемые другими, то он легче перенесет неприятности, причиняемые открытием своего самообмана - но это было бы очень примитивной трактовкой, вдобавок подразумевающей застревание на отрицательных эмоциях (или в процессе эти эмоции должны исчезнуть? но почему же тогда "страдание"? да и слишком разные механизмы задействованы в вышеуказанных двух процессах, то есть разные виды дискомфорта получаются). Возможно, тут подразумевается, что будет эффективным, так сказать, бить врага его же оружием - то есть обратить кундабуфер против него же (ну или, по крайней мере, воспользоваться уже имеющимися у нас механизмами). То есть претерпевая чужие неприятные проявления, есть шансы начать относиться к ним с приятием и прислушиваться к критике (вследствие работы тех самых защитных механизмов, которые заставляют адаптироваться и к недружелюбной среде, если из нее нельзя убежать). А научившись смиренно относиться к чужим недостаткам, уже есть возможность отнестись без паники и к своим недостаткам, и наконец увидеть их (поскольку человек, категорически неприемлющий неприятных качеств других людей, практически не имеет шансов увидеть подобные качества в себе - именно защиты и не дадут этого сделать).
Но, с моей точки зрения, такой способ - слишком окольный и рассчитан более на случайное озарение, чем на гарантированный результат. Кроме того, он имеет слишком большую вероятность возникновения "побочных эффектов": например, если человек начнет считать, что смысл практики - именно в самом "страдании" и в "претерпевании", а не в понимании причин и определении источников этих страданий и "ненравящихся-нам-проявлений-других", и т. п. Вдобавок одно дело - видеть самообман в других, и совсем другое - увидеть такие же механизмы в себе, одно другого не гарантирует из-за того же самого самолюбия. Вроде ведь есть более прямые пути, без таких рисков? То есть описанный выше способ - это, так сказать, способ "через других": через терпимость у другим прийти к осознанию своих иллюзий; а есть ведь способы - "через себя", то есть через осознание своих иллюзий прийти к терпимости к другим?