Как мне кажется то внимание которое сосредоточенно на "Я" оно отличается от того внимания которое сосредоточенно на внешних объектах. Я бы сказал что есть расфокусированное внимание как просто поток света и сосредоточенное как лазер. Так вот при СВ внимание носит ( у меня во всяком случае) расфокусированный характер.
У меня аналогичные ощущения. Видимо, связано с тем, что "Я" ("само" в самовспоминании) не совсем обычный объект, менее четкий и более ускользающий, чем обычные объекты, а поэтому требующий расфокусировки.
Практика непрерывного осознавания или памятования (сатипаттхана) чем отличается в этом смысле от СВ? Что такое это "я", о котором памятует ГИГовец?
Практика непрерывного осознавания или памятования (сатипаттхана) чем отличается в этом смысле от СВ? Что такое это "я", о котором памятует ГИГовец?
Если позволите то я отвечу на вашем языке, "Я" это пустой самоосознающий себя ум. Разница только в интерпретации, в буддизме она носит более мистический характер, а в ЧП психологический.
Насколько мне известно, ни у Гюрджиева, ни у Успенского нет какого-либо четкого определения термина или подробного описания, что такое СВ.
Вкратце, СВ - это переживание "я есмь" посредством разделения внимания. Часть внимания переводится с объектов, на которые оно обычно направлено, на самого наблюдающего.
О том, какого "Я" или "себя" нужно вспоминать в акте СВ, идут споры. На мой взгляд, СВ не предполагает раздельное наблюдение за функциями, как, если я правильно понял, в
сатипаттхане - тело, мысли, чувства и т.п. Это больше похоже на гурджиевское
самонаблюдение, чем на СВ.
"Самонаблюдение всегда направлено к некоторой определенной функции: либо вы наблюдаете ваши мысли, либо движения, либо эмоции, либо ощущения" (П.Успенский.Четвертый Путь.Гл.5). В то время как СВ "является попыткой создать в себе состояние сознания без какого-либо отношения к функциям" (Там же).
СВ точно не имеет прямого отношения к размышлениям и т.п., как об этом пишется в приведенном буддийском материале: "далее, монахи, монах
размышляет об этом самом теле, где бы и в каком положении оно ни находилось, в его отношении к элементам: "В этом теле существуют элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент ветра".
Но какая-то параллель между СВ и сатипаттханой наверняка есть. Вот эта фраза близка к описанию одного из аспектов СВ, осознаности,
н.м.в.:
"о монахи, когда идет, знает монах: "Я иду", когда стоит, знает монах: "Я стою", когда сидит, знает он: "Я сижу", когда лежит, знает он: "Я лежу" - и каково всегда его положение, это в точности знает он".