Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Научный и мистический методы познания  (Прочитано 2907 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Научный и мистический методы познания
« Ответ #7 : 27 пЭТРап 2013, 18:05:44 »


 По определению критерием мистического метода не может служить догматика или какие-либо утилитарные цели.

 Критерием мистического пути может быть только некое явление или параметр из "левой" стороны. Некий абсолютный параметр, на который, словно стрелка компаса на север, ориентируется мистик.



Если "абсолютный параметр" совсем не проявляет себя в этом мире, ориентир в принципе невозможен. Если он проявляет себя, то хотя бы какие-то, пусть не совсем четкие, критерии и методы оценки приближения или удаленности от Параметра оказываются возможными.

Отчасти по теме:
Что такое уровень бытия и возможно ли его оценить?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Научный и мистический методы познания
« Ответ #6 : 27 пЭТРап 2013, 17:51:29 »
Вопрос, каким образом мистический метод определяет "искажение" и вообще вектор того пути, который является предметом этого метода - интересен.

 Естественно, поскольку мистический метод имеет дело с "левой" стороной, его критерии не могут быть правыми. Это не может быть, скажем, температура тела, левитация или число часов, которое человек способен провести в позе лотоса.

 Также критерием мистического метода не может быть логика, поскольку логика сама по себе является вещью сугубо служебной.

 По определению критерием мистического метода не может служить догматика или какие-либо утилитарные цели.

 Критерием мистического пути может быть только некое явление или параметр из "левой" стороны. Некий абсолютный параметр, на который, словно стрелка компаса на север, ориентируется мистик.

 Таким абсолютным параметром является особое чувство. Назовём его чувством Абсолюта. Для мистика всё, что ведёт к ослаблению этого чувства, является искажением, либо продиктовано искажением.

 Мистики обнаружили, что движение в русле этого чувства в целом совпадает с направлением психологического взросления, трезвости и всё большего отдаления от эгоцентризма. Однако, если обычный человек останавливается на какой-либо стадии этого процесса, мистик идёт в направлении этого вектора так далеко, насколько это возможно.

 Это чувство - чувство Абсолюта - присутствует так или иначе почти у каждого человека, но в большинстве случаев ослаблено и искажено. Вот почему в мистическом пути, как и в науке, важен эталон. Однако, в отличие от науки, эталоном в мистическом пути не может быть некий предмет, но только человек, поскольку речь идёт о "левой" стороне. Это человек, продвинувшийся на пути следования этому чувству.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Научный и мистический методы познания
« Ответ #5 : 27 пЭТРап 2013, 17:02:48 »
Вы не учли что мистическое очищение от искажений наблюдателя находится в рамках мистицизма и не может быть верифицировано научным способом. Каким образом мистицизм решает что есть искажение а что им не является? На чем он основывается? Т.е. все это субъективно...Там какой то дядя две тысячи лет назад решил что это так и так и на этом ваше познание заканчивается...

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Научный и мистический методы познания
« Ответ #4 : 27 пЭТРап 2013, 15:09:57 »
Чисто мистических путей не так много. Вполне осознали себя в этом качестве, на мой взгляд, только буддизм, суфизм (но не во всех орденах, видимо) и возможно некоторые секты даосизма. Однако, элементы мистического пути встречаются и в христианстве и в других традициях. Здесь водораздел проходит скорее в каждой конкретной личности. В христианстве есть те, кто идут вполне себе магическим путём, есть и религиозные люди, есть и мистики, хотя и мало. При этом мистический путь всё равно интерпретируется в религиозных терминах.

На мой взгляд среди примеров христианских мистиков можно назвать Хуана де ла Крус, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Франциска Ассизского, Томаса Мёртона.

Мистический путь в определённом смысле очень похож на научный метод, и ближе к нему, чем к религии. Прежде всего - культивацией трезвого, максимально беспристрастного, неангажированного отношения к опыту. Цель или вектор мистического метода именно в устранении искажений, если формулировать отрицательно.

Религиозный путь не ставит своей целью максимально неискажённое познание, но - получение догматического опыта. То есть он не столько устраняет искажения, сколько перестраивает их таким образом, чтобы они соответствовали догматике. Цель религиозного метода, повторюсь, в получении строго определённого опыта, как то: перерождения в "раю", общения с "Богом" и т.д. Все эти элементы, к которым стремится религиозный метод, могут быть описаны в терминах творческого воображения. И соответственно проанализированы.

Поэтому если мистический метод близок к научному, то религиозный - к магическому.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Научный и мистический методы познания
« Ответ #3 : 27 пЭТРап 2013, 14:07:56 »
Магический метод тоже ставит целью получение определённого опыта и, главное, некой вполне утилитарной пользы, лежащей во второй области, области психики. При этом магический метод не стесняет себя догмами, однако не утруждается и устранением искажений, если они не мешают получению желаемого. В целом, в магическом методе зачастую можно выделить ряд коренных ошибок, которые отличают его от научного метода в его прикладных аспектах. Например, хронической ошибкой магизма является то, что проводятся необоснованные связи между "левым" и "правым" миром, т.е. между картиной мира, получаемой посредством второго и первого метода получения данных - психики и физического мира. Другой ошибкой является упор на неадекватные, логически нерелевантные интерпретации данных.

Однако магический опыт представляет интерес в том плане, что зачастую работает над изменением субъекта, как и мистический метод, но не в направлении его очищения от "искажений", а в направлении, позволяющем получить некий (правда, как правило не выходящий за пределы творческого воображения) профит. Так вот интерес заключается в том, что магический метод таким образом представляет спектр альтернативных состояний наблюдателя, отличных от вектора, задаваемого очищением от "искажений".
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Научный и мистический методы познания
« Ответ #2 : 27 пЭТРап 2013, 13:57:40 »
В связи с этим интересно рассмотреть религиозный метод. Вряд ли его можно назвать методом познания, поскольку он не ставит перед собой цели получения какого-либо знания. Цель религиозного опыта - получение определённого опыта второго рода, который обрабатывается, поверяется и описывается строго определёнными, регламентируемыми методами.

В качестве инструмента обработки опыта используется определённая догматика, выход за пределы которой не предусмотрен. Поверка осуществляется путём сличения со священным текстом и трудами коренных богословов. Всё, что противоречит им и принятым в данной религиозной традиции интерпретациям, отметается как ложное. Выражение опыта опять же строго регламентировано, и источник этой регламентации лежит в священных текстах.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Научный и мистический методы познания
« Ответ #1 : 27 пЭТРап 2013, 13:03:38 »
Процесс познания можно условно разделить на следующие ступени:


I. Получение данных. Может производиться
    1. Посредством физических органов чувств. Эта область включает в себя и получение данных с помощью приборов. Даже если мы пользуемся прибором, мы получаем данные от него с помощью физических органов чувств.

    2. Посредством "глаза ума" - таким образом мы наблюдаем разного рода психические процессы - собственные мысли, модели феноменов, эмоции, галлюцинации, сновидения и т.д.


II. Обработка данных. Может производиться посредством

    1. Логического аппарата
    2. Интуиции
Логический аппарат более прозрачен в своей работе и во многом застрахован от ошибок, однако у него есть некоторые ограничения, которые интуиция может избежать. Во-первых, интуиция позволяет мгновенно охватывать большие массивы данных. Во-вторых, будучи в достаточной степени развита, она становится очень мощным инструментом. Но об этом ниже.


III. Проверка процесса и результатов обработки. Опять же, может производиться с помощью

    1. Логики. Сюда же входит и эмпирическая проверка, поскольку такая проверка проводится с помощью логических операций.

    2. Интуиции
Логика, как инструмент обнаружения ошибок в обработке данных, весьма эффективна при условии достаточной отточенности. Однако интуиция бывает полезна когда происходит быстрая обработка больших массивов данных и необходим быстрый вывод о релевантности результатов.


IV. Выражение результатов получения и обработки данных.
    1. Схематическое
    2. Посредством художественных образов.
...


В связи с этим можно сказать следующее.


1. Научный метод имеет целью максимально очистить процесс познания от искажений. При этом он характеризуется стремлением к сугубо логической обработке данных (впрочем, все настоящие открытия в науке делаются посредством интуиции) и проверке результатов этой обработки тоже сугубо с помощью логического аппарата, поскольку логика максимально объективизируема. Выражение результатов в научном методе производится сугубо схематически. Иными словами, в научном методе выбираются такие способы получения и обработки данных, проверки выводов и выражения результатов, которые в минимальной степени зависят от наблюдателя.


2. Мистический метод познания имеет целью изменение наблюдателя таким образом, чтобы процесс познания претерпевал минимально возможные искажения. Можно сказать и так, что познаваемый объект в мистицизме - это особое состояние познающего субъекта, характеризующееся наименьшей искажённостью*. Соответственно минимально искажённый процесс познания в мистицизме оказывается скорее результатом чем целью. Главное отличие с научным методом состоит в том, что мистический метод стремится максимально очистить второй способ получения данных посредством устранения искажающих факторов. При этом в процессе такого очищения неизбежно меняется сам наблюдатель.


Кроме того, при этом очищается от искажений и процесс обработки данных, поскольку второй способ получения данных, который зависит от состояния наблюдателя, непосредственно связан и с самим процессом обработки данных, особенно в его интуитивной части.


Наука не стремится изменить наблюдателя, но - стать от него максимально независимым. Поэтому там, где невозможно использовать "приборные" методы, наука стремится нивелировать субъективные искажения с помощью статистики. Отсутствие в науке стремления изменить наблюдателя объясняется довольно просто: у науки нет такой цели. Её цель - получение знания о мире, а не изменение наблюдателя. Получить вполне объективные и практически используемые знания о мире можно и без изменения наблюдателя. Однако, если бы познание какого-либо феномена требовало бы изменение самого наблюдателя, наука без сомнения занялась бы и таким изменением.


Мистический метод прибегает в ходе проверки результатов обработки данных как к логике, так и к интуиции, которая, в результате устранения искажений наблюдателя, становится тем самым мощным инструментом познания, о котором уже говорилось. Это происходит оттого, что оказывается, что интуиция неотделима от "глаза ума". И если мы очищаем второе и овладеваем им, то первое становится всё более адекватным и острым.


В выражении своего опыта мистический метод прибегает как к схематике, так и к описанию с помощью художественных образов.


Таким образом, мистицизм и научный метод представляют собой два разных, но непротиворечащих друг другу метода познания, имеющих разные, хотя и схожие цели. Мистицизм делает упор познании посредством "очищения" познающего субъекта, наука - на познании, не зависящем от состояния познающего субъекта.

*Естественно, что в мистическом методе большое внимание уделяется изучению природы и механизма работы вышеупомянутых искажений.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100