Процесс познания можно условно разделить на следующие ступени:
I. Получение данных. Может производиться
1. Посредством физических органов чувств. Эта область включает в себя и получение данных с помощью приборов. Даже если мы пользуемся прибором, мы получаем данные от него с помощью физических органов чувств.
2. Посредством "глаза ума" - таким образом мы наблюдаем разного рода психические процессы - собственные мысли, модели феноменов, эмоции, галлюцинации, сновидения и т.д.
II. Обработка данных. Может производиться посредством
1. Логического аппарата
2. Интуиции
Логический аппарат более прозрачен в своей работе и во многом застрахован от ошибок, однако у него есть некоторые ограничения, которые интуиция может избежать. Во-первых, интуиция позволяет мгновенно охватывать большие массивы данных. Во-вторых, будучи в достаточной степени развита, она становится очень мощным инструментом. Но об этом ниже.
III. Проверка процесса и результатов обработки. Опять же, может производиться с помощью
1. Логики. Сюда же входит и эмпирическая проверка, поскольку такая проверка проводится с помощью логических операций.
2. Интуиции
Логика, как инструмент обнаружения ошибок в обработке данных, весьма эффективна при условии достаточной отточенности. Однако интуиция бывает полезна когда происходит быстрая обработка больших массивов данных и необходим быстрый вывод о релевантности результатов.
IV. Выражение результатов получения и обработки данных.
1. Схематическое
2. Посредством художественных образов.
...
В связи с этим можно сказать следующее.
1. Научный метод имеет целью максимально очистить процесс познания от искажений. При этом он характеризуется стремлением к сугубо логической обработке данных (впрочем, все настоящие открытия в науке делаются посредством интуиции) и проверке результатов этой обработки тоже сугубо с помощью логического аппарата, поскольку логика максимально объективизируема. Выражение результатов в научном методе производится сугубо схематически. Иными словами, в научном методе выбираются такие способы получения и обработки данных, проверки выводов и выражения результатов, которые в минимальной степени зависят от наблюдателя.
2. Мистический метод познания имеет целью изменение наблюдателя таким образом, чтобы процесс познания претерпевал минимально возможные искажения. Можно сказать и так, что познаваемый объект в мистицизме - это особое состояние познающего субъекта, характеризующееся наименьшей искажённостью*. Соответственно минимально искажённый процесс познания в мистицизме оказывается скорее результатом чем целью. Главное отличие с научным методом состоит в том, что мистический метод стремится максимально очистить второй способ получения данных посредством устранения искажающих факторов. При этом в процессе такого очищения неизбежно меняется сам наблюдатель.
Кроме того, при этом очищается от искажений и процесс обработки данных, поскольку второй способ получения данных, который зависит от состояния наблюдателя, непосредственно связан и с самим процессом обработки данных, особенно в его интуитивной части.
Наука не стремится изменить наблюдателя, но - стать от него максимально независимым. Поэтому там, где невозможно использовать "приборные" методы, наука стремится нивелировать субъективные искажения с помощью статистики. Отсутствие в науке стремления изменить наблюдателя объясняется довольно просто: у науки нет такой цели. Её цель - получение знания о мире, а не изменение наблюдателя. Получить вполне объективные и практически используемые знания о мире можно и без изменения наблюдателя. Однако, если бы познание какого-либо феномена требовало бы изменение самого наблюдателя, наука без сомнения занялась бы и таким изменением.
Мистический метод прибегает в ходе проверки результатов обработки данных как к логике, так и к интуиции, которая, в результате устранения искажений наблюдателя, становится тем самым мощным инструментом познания, о котором уже говорилось. Это происходит оттого, что оказывается, что интуиция неотделима от "глаза ума". И если мы очищаем второе и овладеваем им, то первое становится всё более адекватным и острым.
В выражении своего опыта мистический метод прибегает как к схематике, так и к описанию с помощью художественных образов.
Таким образом, мистицизм и научный метод представляют собой два разных, но непротиворечащих друг другу метода познания, имеющих разные, хотя и схожие цели. Мистицизм делает упор познании посредством "очищения" познающего субъекта, наука - на познании, не зависящем от состояния познающего субъекта.
*Естественно, что в мистическом методе большое внимание уделяется изучению природы и механизма работы вышеупомянутых искажений.