То есть самовспоминание не исключает свободного течения ассоциативного процесса. Есть и другие книжные примеры.
Согласен, не исключает полностью, что особенно явно в случае не слишком высокой интенсивности СВ. Но вряд ли можно отрицать активную роль СВ в борьбе с нежелательными ассоциациями - для этой цели его пытался использовать и сам ГИГ.
Он пишет:
"Я не мог достичь состояния «самовспоминания», достаточного даже для того, чтобы остановить ассоциации, текущие во мне автоматически вследствие некоторых нежелательных наследственных факторов моей природы".
Жизнь реальна... Источник
Поэтому мне трудно согласиться с Вашей мыслью, начавшей эту дискуссию
:
"Осознанность по отношению, в частности, к мыслительным процессам
не предполагает их контроля. Это не попытка привнести ясность в ум, остановить или упорядочить мышление. Это пассивное наблюдение потока ассоциаций, который может быть точно таким же, как и при отсутствии осознанности, со случайными мыслями и т. д. Об этом есть у Гурджиева".
Эта мысль применима, наверное, к самонаблюдению, но не к самовспоминанию.
Еще одно возражение: даже пассивное наблюдение влияет на ум, поэтому поток ассоциаций вряд ли, как Вы пишете, "может быть
точно таким же, как и при отсутствии осознанности". То есть "возможность увидеть источники ассоциаций и механизм их порождения", на существование которой Вы указываете, влияет обычно и на сам поток ассоциаций. Это изменение уровня бытия, которому сопутствует (или которому соответствует) изменение во внутреннем мире, включая эмоциональную и интеллектуально-ассоциативную сферу.