"Я не мог достичь состояния «самовспоминания», достаточного даже для того, чтобы остановить ассоциации, текущие во мне автоматически вследствие некоторых нежелательных наследственных факторов моей природы".
Как только накопленная энергия, позволявшая мне быть в активном состоянии, истощалась, немедленно начиналось течение ассоциаций мыслей и чувств в направлении объектов, диаметрально противоположных идеалам моего сознания.
Когда у меня не было удовлетворенности едой и сексом, ведущим фактором этих моих ассоциаций, казалось, была прежде всего месть, а в состоянии полного удовлетворения они текли на тему грядущих удовольствий еды и секса или на темы наслаждения любовью к себе, тщеславия, гордости, ревности и других страстей".
Г.Гурджиев. Жизнь реальна только когда я есть... Источник
У Г. акцентируется нравственный аспект ассоциаций. Возможны религиозные (православные) влияния:
"Будем помнить следующее особенной важности замечание, извлеченное из опытов подвижнической деятельности. Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от Одного такого внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению"
(Свт. Игнатий Брянчанинов)
Источник
Может быть что на это и хотел обратить внимание Гурджиев говоривший так-же что "настоящее сознание есть подсознание". Изучение предполагает заглядывание в глубинные и туманные процессы, как шаманская психотропия и так далее и запуск любого замеченного процесса возможен в зависимости от отношения к этому(замеченному) процессу. Это вещь и магическая, всяких наговоров и других вещей запуска подсознательных процессов в зависимости от всеобщего отношения к обьекту. Так же работает и реклама и другие вещи влияния на подсознание.
Возможность запуска таких самопроизвольных процессов очень уменьшается когда начинаешь смотреть на вещи без боязни и без предрасположения. Есть ведь сказки и былины где главный фактор удачи измеряется умением сохранять спокойствие и не допущение страха. Это и в Евангелии борьба Христа с дьяволом в пустыне и любые экзорцистические действия основанны на твёрдости веры, в себя или в бога не так важно но твёрдости и глубины уверенности.
Так что запуститься глубинный процесс или нет зависит от глубины изучения и тут очень хорошо можно приложить принцип "знание-свет, не знание-тьма" к стати в буддизме таковое (наверное) не знание даже вроде считается тяжким грехом.
Во тьме кишат дьяволы, но как только их изучишь прольёшь свет на них, они становятся безвредными. Конечно занятие трудное и не для слабонервных. У Гурджиева учились люди не ординарные и наверное не обычные и часто очень даже сильные. Это учение не имеет нормального начала, человек уже должен преобладать многими духовными качествами и обширным опытом.
Риск есть как и в любом новом деле "боишься волка-не ходи в лес"
В том реллигиозном отрывке возможность запуска скрытых вещей, по моему, увеличивается самим принципом реллигии основанном на боязни дьявола(всего что скрыто), в учении Гурджиева вещи учатся изучать а не бояться. И это очень важная разница данных отрывков.
В этом месте и появляются предостережения религий от эзотерических(глубинных исследований) и призначение таких исследований к дьявольским. По моему.