Если же "подняться" по этой лестнице до уровня "вращающейся балерины", то переключение туда сюда можно произвести просто волевым усилием через "добалеринный" момент.
Вот и опиши НАБЛЮДЕНИЕ СЕБЯ - какого рода это усилие, какие именно механизмы собственной психики ты наблюдаешь при переключении?
А какие именно механизмы бывают?
Не совсем понимаю, какого рода описание Вы имеете в виду.
Дело в том, что в практике медитации "добалеринный" уровень познаётся довольно быстро. Произвольное перемещение из "балеринного" в "добалеринный" уровень (т.е. отстраивание от интерпретационного механизма, обсчитывающего "движущееся пятно" как "балерину") и обратно это один из побочных эффектов практики, скажем, буддийской медитации. Практика вглядывания даёт возможность отстроиться и от более глубоких механизмов.
Что касается усилия, то это - феномен, не сводимый ни к чему иному. То есть вряд ли его можно описать (чтобы описать, надо свести к чему-то уже известному), скорее - лишь обозначить. В этом акте участвует внимание, наблюдающее за вниманием. Если обозначить для удобства обыденное внимание как "первое внимание", а осознанность, контролирующую "первое внимание", как "второе внимание", то можно сказать, что второе внимание участвует также, например, в контроле первого внимания при удерживании его на, скажем, пламени свечи при созерцании оной. Это то, что позволяет нам удерживать внимание на неинтересном объекте. Однако, можно также сказать, что через какое-то время практики первое внимание уже не существует отдельно от второго (первое поглощается вторым). И потому в данном случае (с балериной) усилие совершается относительно самого интерпретационного механизма, самого восприятия. Это управление восприятием, если угодно.
Ещё раз хочу повторить: увидеть меняющее форму пятно и момент перехода от "пятна" к "балерине" - это вполне реальная штука, ни коим образом не теоретическая. Причём в медитативной практике вполне тривиальная. Иными словами, я тут ни в коем случае не являюсь неким уникумом. Попробуйте, затаив дыхание, посидеть посозерцать эту балерину подольше. Возможно вначале понадобится пара часов. Можно сосредоточиться на определённой части этого рисунка или наоборот - на всём рисунке в целом. Через некоторое время Вы увидите, что направление вращения начинает плавать. Переключаться почти каждое мгновение. Потом наступит момент, когда понятие о вращении потеряет для Вас смысл, это будет просто такое вот пятно, пульсирующее определённым образом. Если посидеть подольше, то можно освоиться в этом пограничном моменте настолько, что можно будет переключать вращение лёгким мановением воли.