Можно посмотреть на тему с такой стороны:
В начале 20 века Гюрджиев попадает в столицы России. Он привык к определенному виду искусства и с почтением относится, конечно же, к древности и каноническому искусству. Древнее знание и сакральность - там.
В Москве и в Питере в это время разворачивается вакханалия субъективного искусства. Новация и личностный аспект в творчестве возводятся в новый канон. Возникают абстракционизм и супрематизм, раздаются призывы отбросить старые достижения. Георгия Ивановича не могут не раздражать эти новые веяния.
Он проповедует идею объективного искусства, которое во многом просто совпадает с традиционным религиозным каноническим искусством. Но идеи у него часто доводятся до экстрима - и так, конечно, интереснее. Объективное искусство оказывается не просто традиционным искусством, но ему приписываютя и фантастические свойства. Одно из них: объективное искусство должно одинаково воздействовать на всех людей одного уровня. Может быть, математическая формула воздействует таким образом, да и то существует различие в восприятии. Но искусство с его эмоциональностью? Трудно себе такое представить.
И совсем уже ненаучная фантастика в описании объективной музыки:
Вся объективная музыка основана на "внутренних октавах". И она вызывает не только определенные психологические результаты, но и явные физические результаты. Существует такая музыка, которая превращает воду в лед. Существует такая музыка, которая мгновенно убивает человека. Библейская легенда о разрушении при помощи музыки стен Иерихона это легенда как раз об объективной музыке. Простая музыка не разрушит стены, а объективная музыка действительно в состоянии это сделать. Она способна не только разрушать, но и строить. В легенде об Орфее содержатся намеки на объективную музыку, ибо Орфей передавал знание посредством музыки. Музыка заклинателей змей на Востоке есть приближение к объективной музыке, хотя и весьма примитивное. Нередко это всего одна нота, которую долго тянут с небольшими подъемами и падениями; но в этой единственной ноте постоянно слышатся "внутренние октавы", недоступные слуху, но ощущаемые эмоциональным центром. И змея слышит эту музыку, строго говоря, чувствует ее и повинуется ей. Если взять такую же музыку, но более усложненную, ей будут повиноваться и люди.
(ВПЧ гл.13)