Возможно, я излишне смел в выводах, но всё же дерзну утверждать, что в определённых своих аспектах практика суфийского зикра вплотную подходит к буддийской Махамудре, высшей буддийской практике. То, что это пересечение имеет место в моём личном опыте - не является, пожалуй, аргументом, поэтому прибегну к следующим доводам:
Вот описание практики Махамудры от Первого Панчен Ламы Лобсанга Чокьи Гьялцена (коренной текст Махамудры - "Основной путь Победоносных"):
Итак, согласно сказанному, расслабься, не допуская при этом блуждания [ума]. При появлении мыслей вглядись в их изначальную природу; они исчезают сами по себе, и возникает чистая пустотность. [Или] исследуй [ум] во время [его] пребывания [в покое; тогда] отчётливо увидишь неомрачённую лучезарную пустотность.
Практика Махамудры состоит в созерцании этой неомрачённой лучезарной пустотности.
Подготовительной практикой в Махамудре является гуру-йога, когда образ будды с его атрибутами - т.е.
атрибутами неомрачённого сознания и т.д. - помещается в центр груди (например; есть небольшие нюансы в разных методах) и затем растворяется в теле, и человек как бы интегрирует, принимает в себя эти неомрачённые аспекты, соединяется с ними.
Теперь обратимся к зикру. Зикр есть, в одной из трактовок, растворение в Божественных Атрибутах (которые, учитывая исламский Таухид и безОбразность, по сути оказываются идентичны атрибутам неомрачённого сознания Будды). Образ, соответствующий атрибуту, помещается в сердце или в другую точку (зависит от ордена) и происходит сосредоточение и соединение с этим атрибутом. Это можно уподобить подготовительной стадии гуру-йоги в Махамудре.
Постепенно сам этот атрибут приобретает невоображаемые черты той самой неомрачённой лучезарной пустотности*, о которой идёт речь в Махамудре. В Махамудре практикующий, раз ощутив эту неомрачённую лучезарную пустотность, приступает к удерживанию внимания на ней, к удерживанию внимания на неомрачённой единой основе сознания, до полного исчезновения всех корней помрачений.
Суфий, практикуя зикр, постоянно памятует сначала о вышеупомянутом атрибуте, а потом - об источнике атрибута, когда получает соответствующий опыт. И так до полного угасания "яшности", куфра, что есть собственно хакикат, а именно - фана, угасание, а на санскрите - нирвана.