8. Шах Ни'матулла:
Поскольку всё то, что не есть Бог, пусто и нереально,
Как может такое ничтожество достичь Вечного?
Если заменить слово "Бог" на слово, скажем, "Татхата", то цитата получается вполне буддийской, подходящей для большинства буддийских школ, кроме, разве что Прасангики Мадхъямики. Большинство школ буддизма считают "реальным" только то, что вечно, необусловлено, не имеет начала, неизменно. Такова Высшая Реальность (Татхата), согласно буддизму. Нирвану можно трактовать как состояние, в котором Высшая Реальность актуализирована данным человеком. (Прасангика Мадхъямика же просто выходит за пределы дуальности "реальное-нереальное".)
Всё, что не есть Высшая Реальность, Татхата (асанскрита-дхармы, т.е. необусловленные дхармы), то есть - обусловленное бытие, санскрита дхармы, т.е. по сути - "всё", данное человеку в опыте, - имеет характеристики анитья - мимолётность вплоть до полной нереальности, анатма - то, что Шах Ни'матулла обозначил словом "пусто", т.е. не имеет
никакого собственного независимого бытия, и духкха - отмеченность бессмысленной суетой и маетой.
Вторая часть изречения тоже весьма интересна: согласно буддийскому учению человек нирваны... не достигает. Дело в том, что человеку познать Высшую Реальность невозможно, поскольку сам "человек" и является для этого познания главной завесой.