"Важную роль аристократия сыграла в формировании эзотерической традиции Запада. Эзотеризм как учение аристократичен по своей сути и является одним из проявлений традиции свободы".
Согласно тому же источнику, "Определяющую роль в формировании европейской аристократической традиции духовной свободы сыграла рыцарско-куртуазная культура Лангедока и Прованса". ( Источник )
Ряд исследователей связывает куртуазную культуру Европы с духовными учениями Востока и, в частности, с суфизмом. (См. об этом, напр.,:
Суфизм и культура Запада)
Аристократы - лучшие, изысканные, избранные. Но следует отличать аристократизм сословный и индивидуальный.
"Духовный аристократизм в отличие от аристократизма социального есть аристократизм личный, аристократизм личного благородства, личных качеств и даров. Персонализм предполагает аристократизм личных качеств, противостоящих всякому смешению с бескачественной массой, аристократизм свободы в противоположность детерминизму, под которым живет раса и каста. Аристократизм социальный утверждает неравенство совсем не личное, не личных качеств, а неравенство родовое, социально-классовое, кастовое".
Н.Бердяев (
Источник )
Идеалы Традиции связаны прежде всего не с сословным аристократизмом, а индивидуальным. Тем не менее, некоторые из концепций Традиции связаны, видимо, и с аристократизмом как социальным явлением.
1) Идея свободы: "аристократия является изначальным носителем принципа политической свободы и его гарантом". (
Источник )
2) Пренебрежительное отношение к торговле и "базарным" отношениям. (Об этом
здесь).
Рабиа аль-Адавия - одна из величайших женщин-суфиев - говорила: "О Боже, если я служу Тебе ради рая, то лиши меня рая, а если я служу тебе из-за боязни попасть в ад, то брось меня в ад"
"Я не желаю служить Богу подобно поденщику, помышляющему лишь об ожидающей его плате."
3) Аристократ ценен не тем, что он делает, а тем, кто он есть.
"Пусть врачей, кондитеров и прислугу судят по тому, что они сделали... о самих господах судят по тому, кто они есть... гордиться сделанным тобой - до этого может опуститься только пошлость".
(
Источник)
Ср. отказ от самовосхваления в духовной традиции. Ценность имеют не поступки, а только Бог внутри, который и есть истинная причина благородного и совершенного поведения. Ценность человеческой личности не зависит от его внешних "мещанских" или "буржуазных" успехов.
* * *
Сравнение верований элиты и простых людей в примере о шляхтичах:
Бог на нашей стороне. Шляхтичи и мотлохиТакже по теме:
Джаванмарди (Футувва) - аристократическое воспитание молодых людей в доисламском Иране. (
Тэг на форуме).