Кто-из учеников Гуржиева, (сейчас не могу найти источник) описывая состояние от данной ГИ практики Иисусовой молитвы, говорил о глубочайшей депрессии, в которую через какое-то время попадал практикующий. Последующий "подъем" начинался как раз с самого дна этого состояния. Разумеется, это упражнение проходило под непосредственным руководством ГИГа. В рамках же православия, на сколько мне известно, так же необходим контроль со стороны духовного отца, который только и может рекомендовать заняться этой практикой. Т.е. решение об этой практике принимает не практикующий по собственному желанию, а духовник, руководствуясь только ему известными причинами. В противном случае это занятие становится весьма опасным: вылезти со дна депрессии в одиночку неимоверно трудно. Необходим контороль за сотояниями и помощь со стороны. Поэтому и требования Традиции о беспрекословном подчинении шейху не какая-то экзотическая прихоть, а элементарные требования безопасности, как то "не стой под грузом" и не ходи по стройке без каски. И умную молитву, и зикр должен передавать только уполномоченный на то человек. Он же контролирует и сам процесс. Кроме того, не думаю, что медитация на такие имена Аллаха как ар-Рахман и аль-Мунтаким может привести к схожим результатам. Ну м.б. только когда научишься "видеть Целое"... Но это если и сотоится, то совсем не скоро. И только тогда, наверное, можно будет согласиться со словами Жак-а: "В практике умной молитвы на самом деле важна не сама молитва,а сила вашего внимания.". А пока: Шейх сказал: "В морг" - значит, в морг.