Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Гюрджиев как культурный герой и трикстер  (Прочитано 8044 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #3 : 17 бХЭвпСап 2013, 20:27:22 »
Интересный материал об этом так называемом "трикстере":




<...>

Помимо трёх основных книг <...> существует ряд работ Г.И. Гурджиева, менее известных широкой публике, однако проливающих особый свет на его личность и учение. К ним в первую очередь относятся "Вестник грядущего блага", "Беседы с учениками", "Взгляды из реального мира", а также лекция об эннеаграмме ("Лекция о человеке"), раскрывающие важные стороны его учения.

<...>

Что касается "Вестника грядущего блага", то задачу этой единственной изданной при жизни Гурджиева и не включённой им в список своих основных произведений книги он определил не больше и не меньше как изложение "первого из семи призывов", которые он решил адресовать современному человечеству. Композиция книги далека от стройности и ясности. Иногда кажется, что главная цель автора - это сообщение о подготовленных им к изданию сериях книг и изложение плана публикации его сочинений, а также плана воспитания людей, обладающих двумя различными степенями так называемых "бытия и понимания", в сотрудничестве с которыми он намерен донести до широкой публики содержание своих книг.

Публикация в 1933 году "Вестника грядущего блага" имела для Гурджиева плачевные последствия. Написана она была в характерной для него гротесковой манере - смеси высокопарного стиля, деланной искренности и туманных намёков. Он делает на её страницах целый ряд заявлений и признаний, в частности, что основал свой институт для решения личных задач, далее он объявляет о намерении приступить к публикации трёх "серий" своих сочинений в десяти томах. Кроме того, в этой книге он делится планами возродить Институт, хотя многим её читателям было хорошо известно, что Гурджиев как раз в то время продавал Шато-де-Приере и перебирался на постоянное жительство в Париж. Таким образом продажа Шато-де-Приере и публикация "Вестника грядущего блага" ещё больше запутала тех, кто пробовал что-то понять.

У многих учеников Гурджиева книга вызвала отрицательную реакцию и укрепила их подозрения относительно шарлатанства его автора - они находили в ней многочисленные подтверждения своим догадкам. Надежды, которые Гурджиев возлагал на её публикацию, не оправдались. В Америке книгу сначала активно распространяли последователи Гурджиева, но позже перепроданные экземпляры поспешно изымались и уничтожались. В Англии её прочитали ученики Успенского и пришли к выводу, что автор продемонстрировал в ней явные признаки паранойи, а может быть, даже сифилиса. Однако при внимательном чтении "Вестник грядущего блага" открывает читателю немало интересного. Уже с первых страниц этой необычной книги читатель как будто вступает во внутреннюю лабораторию таинственного Гурджиева и находит в ней немало поучительного.

<...>


(Из аннотации: "Вестник грядущего блага" - единственное сочинение Г.И. Гурджиева, изданное при его жизни в 1933 г.. Оно вызывало бурную реакцию его сторонников, а противникам дала дополнительный аргумент для обвинений его в цинизме и шарлатанстве.)


(А. Ровнер, предисловие к книге "Вестник грядущего блага...", М.: Энигма, 2011, стр. 8-9)

Ричард

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2530
  • Reputation Power: 51
  • Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.Ричард is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #2 : 14 бХЭвпСап 2013, 20:46:47 »
Хорошее замечание, это довольно просто понять и в утверждении Гурджиева или обьяснении что такое смех. Что-то вроде резкой конфронтации между внутренними понятиями. Вот юмористы ведь выносят много очень правдивых замечаний и в форме юмора люди это нормально воспринимают, только, конечно мало кто понимает что если они смеются так смеются над собой, кофронтация в них.
Категорически вынося похожие замечания, которые выносят юмористы, вызвали бы очень сильное сопротивление в людских буферах...
Поэтому "плутарху" легче "нести истину в народ" так сказать. Наверное?
Я отвечаю за то что я говорю, а не за то как ты это понимаешь

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Гюрджиев как культурный герой и трикстер
« Ответ #1 : 14 бХЭвпСап 2013, 18:34:42 »
Георгия Ивановича регулярно обвиняют в том, что он был проходимцем и авантюристом.

Оказывается культурный герой часто также плут, трикстер. Даже Пифагор и другие мудрецы не всегда вели себя в соответствии с нормам морали. Часть мудрости - «выдумка, спасительная для тех, кого они вводили в обман».

* * *

 Как правило, «культурный герой» носит черты «трикстера» — плута, обманщика, артистического шарлатана. Эти чертыотнюдь не отнимают у него величия, напротив, они входят в его величие, сообщая ему специфическую окраску. Но и философский миф о законодателе тоже не чужд плутовской атмосферы, совсем напротив. Плутарх, автор благочестивый и высоконравственный, уверен, что Нума Помпилий инсценировал свои мистические беседы с нимфой Эгерией, чтобы произвести должное впечатление на народ, и хвалит за это мудрость таких, как он: «выдумка, спасительная для тех, кого они вводили в обман»,— вот его приговор.

C.Аверинцев

Источник

По теме:
Пифагор и его мать

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100