Я нисколько не хочу спорить с иерархией духовного и душевного. Там, где веет дух, душа, вероятно, замолкает. Но здесь душой жертвуют вовсе не для веяния духа, а для идеологии, той самой, о которой мы говорим. А идеология не выше живой души, а значительно ее ниже. Всякая идеология ненавидит живую душу. Ей нужно, чтобы такой вещи, как душа, вообще не было, и названия для нее не было.
Вероятно, мы как читатели должны сделать простой вывод - сегодняшняя
Церковь просто равна церковной идеологии (которая ниже души и прочее, ну тут можно долго изливаться в длинных пассажах).
Может быть, это так и есть. Но не хотелось бы отвлекаться в эту сторону. (имеет ли какой смысл, если я вдруг вынесу по этому поводу то или иное решение?)
Лучше вернуться к соотношению душа-дух.
Потому что отцы-пустынники (то есть еще
до того, как Церковь стала равна идеологии) не зря ПРОТИВОпоставляли душу духу. Может быть, они под "душой" имели в виду что-то другое, а не любовь к стихам?
Вот это место из Седаковой особенно замечательно: "...для него [о. Александра] — это драгоценные события, в которых есть
что-то священное" Фраза построена так, что становится довольно явно - автор не слишком-то знает про содержимое этого "что-то". Более того, возникает подозрение, что и о. Александр тоже тут не слишком разбирается.
И вот здесь-то самое интересное. Что же это за "что-то священное в драгоценных событиях"? Нмв, здесь артикулируется не сама священная часть событий, а всего лишь ЧУВСТВО священного. И о.Александр испытывает такое чувство, и Ольга Седакова также.
Спорить с тем, что кто-то испытывает некое чувство, было бы неумно, ведь это - его чувство, не наше. Так что настоящесть этого чувства подвергать сомнению не будем.
Вот только интересно - можно ли быть уверенным, что стрелка ЧУВСТВА священного всегда безошибочно ориентируется на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО священное?
Нмв, человек легко может ошибиться. Тем более обычный человек, плохо понимающий отцов-пустынников.