Есть восприятие, не так ли. Это мы можем констатировать. Восприятие имеет место. Причём оно включает в себя всё. В этом комплексе, в этом потоке восприятия можно выделить функциональные паттерны и определённые законы взаимной обусловленности. Наша воля это один из таких паттернов, «физический мир» - другой паттерн, страдание – третий паттерн, любовь – ещё один и так далее.
Разные элементы находятся в разных отношениях друг между друга. Например паттерн «воля» может воздействовать на одни элементы одним образом, на другие другим, на третьи вообще никак. И так далее.
Определённые элементы, имея место, делают возможным появление паттерна названного выше «страданием». Эти элементы называем помрачениями или помрачёнными дхармами.
Нирвана это не некая иная реальность и тем более не «переоценка помрачений», а скорее такая позиция, при которой помрачения перестают продуцироваться. Такой элемент в «потоке восприятия» исчезает. Почему? Просто потому, что исчезают факторы, обусловливающие его, элемента, появление. То есть «корни помрачений». Базовым таким фактором согласно буддийскому учению является авидья, т.е. не-различение истинной природы бытия. Иными словами, помрачения перестают продуцироваться тогда, когда человек прозревает в истинную природу бытия. Согласно буддийскому учению.
Те следы или видимость помрачений, которые могут после этого остаться, уже не являются собственно помрачениями, поскольку не обусловливают появление страдания.
Поэтому где тут объективное, где тут субъективное и что тут зависимо и независимо от «ума человека» - не понятно.