Смысл слова "разум" без контекста не ясен. Это реальность со множеством измерений, самое низкое из которых тесно связано с эго, а наивысшее - с той же субстанцией, которой обладают ангелы. Человек должен стремиться преодолеть свой неполный разум, над которым доминирует эго. Он должен искать руководства Универсального Разума, воплощенного в пророках и святых. В конце концов он должен найти Универсальный Разум в самом себе и стать полностью управляемым своей собственной ангельской природой. Я ссылался выше на строку "Маснави": "Ангел и разум были одним, но они приняли две различные формы ради Божьих замыслов" (М, 3, 4054). Несомненно, что разум - как частичный, так и универсальный, - сотворен, ибо "первое, что Бог сотворил, был Разум". Следовательно, когда человек достигнет стоянки гибели, Разум в нем тоже погибнет, или, скорее, человек оставит его позади. На стоянке "Я семь Бог" только Бог остается. Не может быть разума, которым можно было бы знать Бога, ибо нет даже человека, а есть только Абсолютное Одно. Эти ограничения разума и даже Универсального Разума символически выражены в преданиях о восхождении Пророка к Божьему Присутствию во время мираджа: Гавриил, являвшийся проводником Пророка и воплощением Универсального Разума, был в состоянии довести его не далее, чем до Лотового Дерева Дальнего Предела на крайнем рубеже семи сфер. Когда они оба достигли этого пункта, Гавриил сказал Пророку, что он не может идти с ним дальше, дабы не спалить крылья. Таким образом, Пророк один совершил восхождение на последнюю стоянку. Поскольку Любовь приводит к гибели человека и его "я", она превосходит разум, который в этом смысле рассматривается как препятствие на Пути Любви. Сопоставление Любви и разума занимает значительное место в суфийской литературе, и творчество Руми не является исключением. Однако критику разума не следует вырывать из контекста учений Руми, где разум играет важную и позитивную роль. Разум - необходимая подготовка к Любви и проводник человека к вратам Божьего святилища, так же как Гавриил был необходимым проводником в мирадже Пророка. Тем не менее последний этап путешествия может быть пройден только "на ногах" Любви и при самоотрицании.
Бог дал тебе две руки, что означает: "Держись за мой подол!" Он дал тебе разум для того, чтобы ты мог пройти путь к небесам.
Ибо разум, в определенном роде схожий с ангелом, и ведет к ним. Ты увидишь это, если спрячешься за поверхностью зеркала (Д, 32545-46).
Что остается, когда заходит Солнце? Черная ночь. Что остается в голове, кроме глупости, когда ее покидает разум?
О разум, у всякого возникают из-за твоего ухода проблемы. И тогда ты возлагаешь вину на тело без разума.
Каждый раз, когда ты поворачиваешься спиной, обнаруживается несогласованность и война, каждый раз, когда ты показываешь свое лицо, видны опьянение и страстная любовь (Д, ЗI643-45).
Это хорошо: разум с той стороны, направленный на конечную цель, свободен от алчности, чувственности и готов к Любви (Д, 25715).
Разум - это то, что постоянно, день и ночь взволновано и лишено покоя от созерцания, усилия и стремления познать Творца, даже если Он не познан и не познаваем. Разум подобен мотыльку, Возлюбленный - свече. Как только мотылек бросится в пламя, он спален и уничтожен. Но мотылек - это именно то, что не может жить без свечи, как бы ни страдал он от боли и ожогов (Ф, 36/74).
Без сомнения, только ангельские атрибуты - наперсники Любви, ты же все еще во власти атрибутов ослиных, дьявольских, животных (Д, 30358).
Где ангелы находят пищу? В красоте Божьего Присутствия - Луна и планеты ищут питания от Солнца мира (Д, 21945).
Разум хорош и желателен до тех пор, пока не приводит тебя к Царским вратам. Достигнув Его врат, расстанься с разумом. Отныне разум будет для тебя потерей и разбойником. Когда ты достиг Его, доверь себя Ему! Тебе не должно быть дела до вопросов "как" и "почему" (Ф, 112/122-123).
Знай, что все умствование остается в передней. Даже если оно содержит знание Платона, оно все же остается за пределами дворца (Д, 5141).
У.Читтик. Суфийский путь любви.
(Более подробно
здесь)