Любой странник, движущийся по дороге к истине, является моим спутником и помощником на этом пути. Образ действия учителя философии и имама мудрости, божественного Платона, была такой же, и мудрецы, предшествующие во времени Платону, такие как Гермес, отец философии, следовали тому же пути.
ас-Сухраварди
<...>
Ас-Сухраварди фактически дал классификацию степеней тех, кто стремится к знанию... Согласно ему, существует четыре типа людей:
1. Те, кто стал испытывать жажду в знании, и таким образом встали на путь его поиска.
2. Те, кто достиг формального знания и достиг совершенства в дискурсивной философии, но не знаком с гнозисом. Среди них ас-Сухраварди называет ал-Фараби и Авиценну.
3. Те, кто вовсе не принимает во внимание дискурсивные формы знания, но настолько очистили свои души, подобно ал-Халладжу, ал-Бистами и ат-Тустари, что достигли интеллектуальной интуиции и внутреннего света.
4. Те, кто достиг совершенства в дискурсивной философии, так же, как и в гнозисе. К этой группе, членов которой он именует хаким мута'аллих ("божественный мудрец") - буквально теософами - он относит Пифагора, Платона, а из исламского мира к их числу относит самого себя.
C.Х. Наср. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби. М.,2014.С.75,76.