Недавно в одной относительно приватной беседе возник вопрос о нравственной оценке намерений. Когда я сказал, что, зная человека, можно представить себе его намерения и оценить их, оппонент предложил придерживаться презумпции благонамеренности и не осуждать никого за намерения, пока не доказана их неблагость. Поразмыслив, я понял, что был неправ со своими оценками, так же как и оппонент с его идеей презумпции.
Намерения нефальсифицируемы и неверифицируемы, т.е. тезис об изначальной благонамеренности невозможно ни доказать, ни опровергнуть путем постановки эксперимента. Если истинность утверждения не может быть доказана, то не имеет смысла и презумпция - она по определению является истинной только до доказательства обратного с помощью фактов. Если истину нельзя установить, то в благонамеренность остается только верить или не верить. Следовательно, намерения не подлежат никакой объективной оценке - ни положительной, ни отрицательной.
Дальше прозвучала еще одна идея: "...Если он [Гитлер] при этом действовал из соображений совести и принесения людям высшего блага, посвятив себя этому, то именно за это - но не за то, как и что именно он делал - его стоит уважать, на мой взгляд".
По-моему, нет сомнений, что уважение - это положительная оценка. Можно ли оценить то, что недоказуемо и принимается на веру? И даже шире - можно ли разделить намерения и результат, чтобы оценить их по отдельности - это оцениваю положительно, а то - отрицательно?
Намерение нематериально и недоказуемо, зато результат вполне поддается объективному анализу и оценке - нравственной (низость), правовой (заведомо ложный донос), экономической (ущерб составил столько-то), статистической (в результате погибло n млн людей) и т.д. Достоевский, например, рассматривает намерения и результат как единый процесс. Он учитывает вероятность благонамеренности, но в качестве второстепенного фактора, мало влияющего на окончательную нравственную оценку:
"...Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы стыдящиеся, то есть стыдящиеся собственной подлости, но при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы". Ф. М. Достоевский, "Подросток"
В христианской традиции вопрос решается еще проще: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Мф 7:16) Другими словами, если плод - репейник, то нет смысла настаивать на презумпции виноградности. Разумно ли уважать репейный куст за то, что он в своих иллюзиях видит себя виноградной лозой?
P.S. Не уверен, что стоит привязываться к каким-либо конкретным ситуациям, пусть это будут отвлеченные рассуждения.