Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Намерение и результат  (Прочитано 1134 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Намерение и результат
« Ответ #3 : 13 дХТаРЫп 2014, 09:45:22 »
Я подхожу к этому вопросу более практически. Имеет место определённая иерархия "отношения" к человеку и его действиям.


1. Попытка читать в сердцах, реконструируя мотивацию другого человека исходя из собственного опыта. Эта функция у человека включена по умолчанию и по умолчанию же мы склонны приписывать другому человеку самые чёрные намерения. Это ведёт к ненависти.


2. Презумпция благонамеренности. Совершенно понятно, что объективно она неадекватна. Однако, в данном случае задача состоит не в том, чтобы вот так сразу взять и достичь объективности, а в том, чтобы купировать издержки, связанные с дефолтным подходом, описанным ранее. Презумпция благонамеренности прямо противоречит чтению в сердцах и нашей склонности к неприязни к ближнему, и по большому счёту более близка к объективности, поскольку человек вообще говоря не настолько склонен к нехорошим намерениям как нам порой кажется. В среднем, не более склонен чем мы сами. А мы сами - не менее к ним склонны, кстати. Поэтому мне кажется, что в целом, как первый шаг к объективности, такой подход адекватен, поскольку во-первых, несколько более объективен, во-вторых, ведёт к уменьшению ненависти.


3. Осознание бессмысленности оценок мотиваций и намерений как таковых, о чём ты говорил выше. Однако, этому ещё надо научиться, причём неизбежно пройдя второй этап. При этом надо иметь в виду, что при таком подходе нет места оценкам типа "подлец" или "хороший человек". Строго говоря, мы можем обсуждать лишь действия как таковые и их результаты, не затрагивая самого человека и того, что у него творится в голове, если только он сам прямо об этом не рассказывает и не просит у нас в связи с этим психоанализа.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

ds

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 291
  • Reputation Power: 5
  • ds has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Намерение и результат
« Ответ #2 : 13 дХТаРЫп 2014, 01:05:52 »
в благонамеренность остается только верить или не верить. Следовательно, намерения не подлежат никакой объективной оценке - ни положительной, ни отрицательной.

Тоже захотел высказаться..

Все-таки у человека есть способность к эмпатии. Поэтому, иногда можно поверить себе и своему выводу о намерениях другого человека! Кроме того, иногда и в самом деле можно и не обращать внимание на намерения и смотреть на результат (как в случае Гитлера). Если кто-то постоянно хочет тебе хорошего, но получается как-то не очень, то уже нет смысла гадать о намерениях.

Еще интересный момент, что согласно эволюционной психологии, люди много и часто обманывали друг-друга (конечно же только раньше! Сейчас уже нет! -). И способность распознавать обман совершенствовалась вместе со способностью обманывать. Она должна была совершенствоваться - так как нужно всегда выбирать союзников. И мне кажется, что способность распознавания - это такая же способность оценивать намерения человека.




По-моему, нет сомнений, что уважение - это положительная оценка. Можно ли оценить то, что недоказуемо и принимается на веру? И даже шире - можно ли разделить намерения и результат, чтобы оценить их по отдельности - это оцениваю положительно, а то - отрицательно?


интересно: слово уважение с точки зрения смысла имеет значение "принимать во внимание". То есть человек которого мы уважаем - когда-то сделал что-то осмысленное. Но уважение также сопровождается эмоцией, и это можно разделить. Т.е. уважать начинаем по прошлым результатам и перестаем сомневаться в текущих намерениях..


Для меня выражение "уважать Гитлера" не несет смысловой нагрузки (если точнее, несет сильно противоречивые смыслы - то бишь пресловутый double bind).
« Последнее редактирование: 13 дХТаРЫп 2014, 03:20:27 от ds »

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Намерение и результат
« Ответ #1 : 12 дХТаРЫп 2014, 22:03:29 »
Недавно в одной относительно приватной беседе возник вопрос о нравственной оценке намерений. Когда я сказал, что, зная человека, можно представить себе его намерения и оценить их, оппонент предложил придерживаться презумпции благонамеренности и не осуждать никого за намерения, пока не доказана их неблагость. Поразмыслив, я понял, что был неправ со своими оценками, так же как и оппонент с его идеей презумпции.

Намерения нефальсифицируемы и неверифицируемы, т.е. тезис об изначальной благонамеренности невозможно ни доказать, ни опровергнуть путем постановки эксперимента. Если истинность утверждения не может быть доказана, то не имеет смысла и презумпция - она по определению является истинной только до доказательства обратного с помощью фактов. Если истину нельзя установить, то в благонамеренность остается только верить или не верить. Следовательно, намерения не подлежат никакой объективной оценке - ни положительной, ни отрицательной.

Дальше прозвучала еще одна идея: "...Если он [Гитлер] при этом действовал из соображений совести и принесения людям высшего блага, посвятив себя этому, то именно за это - но не за то, как и что именно он делал - его стоит уважать, на мой взгляд".

По-моему, нет сомнений, что уважение - это положительная оценка. Можно ли оценить то, что недоказуемо и принимается на веру? И даже шире - можно ли разделить намерения и результат, чтобы оценить их по отдельности - это оцениваю положительно, а то - отрицательно?

Намерение нематериально и недоказуемо, зато результат вполне поддается объективному анализу и оценке - нравственной (низость), правовой (заведомо ложный донос), экономической (ущерб составил столько-то), статистической (в результате погибло n млн людей) и т.д. Достоевский, например, рассматривает намерения и результат как единый процесс. Он учитывает вероятность благонамеренности, но в качестве второстепенного фактора, мало влияющего на окончательную нравственную оценку:

"...Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы стыдящиеся, то есть стыдящиеся собственной подлости, но при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы". Ф. М. Достоевский, "Подросток"

В христианской традиции вопрос решается еще проще: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Мф 7:16) Другими словами, если плод - репейник, то нет смысла настаивать на презумпции виноградности. Разумно ли уважать репейный куст за то, что он в своих иллюзиях видит себя виноградной лозой?

P.S. Не уверен, что стоит привязываться к каким-либо конкретным ситуациям, пусть это будут отвлеченные рассуждения.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100