Что характерно для обсуждаемого определения?
Оно определяет сознание через действительность и познание этой действительности. За рамками определения автоматически оказываются такие свойства сознания, которые не имеют отношения ни к действительности, ни к познанию. Например, во сне сознание вполне себе способно проявляться. Но эти проявления с очевидностью не соответствуют немовскому определению. То есть во сне сознание у человека "включается", но с точки зрения немова и его бездумных последователей - это не является сознанием.
Чем они назовут такое "психическое проявление" с их точки зрения - вероятно, каким-нибудь сновиденным воображением. Или еще как-то в этом же духе. И тем самым закроют для рассмотрения также и другие свойства сознания.
Например, когда человек в бодрствовании задействует свое воображение для создания каких-либо образов - это по бездумной немовской логике также не будет иметь отношения к сознанию.
Можно долго еще приводить примеры того, почему данное опеределение не работающее.
Интереснее заметить другое. Даже будучи методологически и логически безграмотным, человек иногда интутивно способен приблизиться к более характерныму качеству сознания:
... Более того, сознание определяет непосредственно ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ и совершенно отдельный вопрос откуда эта представленность получена.
...
Конечно, дальше простого указания на это свойство "представленности" наш любитель немова идти не способен. И на это есть причины, коренящиеся в самом подходе.
В чем еще странность конкретного сознания данного "немовца". Он совершенно не способен заметить, что в свете его интуитивной догадки цитированное определение теряет всякий смысл. Каким должны было бы быть определение?
Примерно таким, сознание - качество человека, обеспечивающее действительности возможность быть ПРЕДСТАВЛЕННОЙ.
Конечно, сразу возникает вопрос - представленной в чем? Ответ может быть несколько тавтологичным - представленной в сознании. Чтобы избежать тавтологии, можно сказать точнее - представленной в образах. Отсюда у нас возможна картина сознания как площадки, на которой разворачиваются образы. Обязательно ли в этих образах должна ПРЕДСТАВАТЬ
действительность. Нет, не обязательно. Во сне сознание легко служит площадкой для игры образов, не отражающих действительность.
Тогда определение "усыхает" до короткой основы.
Сознание - качество человека, обеспечивающее ему возможность ... иметь дело с
ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬЮ... чего бы то ни было. Что же мы получаем в итоге? Очистив определение от всего лишнего, мы пришли к чему-то малосодержательному. Это еще раз доказывает, что с самого начала данный способ рассмотрения нашего предмета было не пригодным для построения качественного определения.
Иными словами, определять сознание через "предстающую в нем действительность" - дело безперспективное. Поэтому-то так слабо смотрятся попытки с важным видом выдавать такое определение за вершину человеческой мысли.
От чего мы должны тогда отталкиваться? Очевидно, что мы должны в качестве отправного пункта брать такое свойство сознания, как способность быть САМОПРЕДСТАВЛЕННЫМ. Главное качество сознания, без указания на которое (и без понимания которого) невозможно дать его
корректное определение - это САМО-ОСОЗНАНИЕ.
И тут мы приходим к вопросу о связи между сознанием, осознанием и осознанностью. Это как раз тот вопрос, в котором очень любят путаться некоторые последователи немова. Дальше мы продолжим построение определения сознания.