Разговор преподавателя с учеником в одном учебном заведении.
У. Могу ли я в моем теперешнем состоянии понимать, что есть реальная воля, а не та псевдоволя, являющаяся равнодействующей желаний в обычном состоянии человека, как говорил Успенский?
Пр. Конечно, ты и сам все знаешь и понимаешь.
У. Этого не может быть, я ничего не понимаю и запутался!
Пр. Хорошо, давай по порядку. Ответь на вопрос. Чем является в твоем понимании воля, состоянием или способностью человека?
У. Конечно же способностью в связи с тем, что она в отношении чего-либо проявляется. Хотя наличие той или иной способности и есть характеристика того или иного состояния человека.
Пр. Чем же тогда характеризуется состояние, в котором у человека есть воля, в отличие от других состояний?
У. Я помню, как говорил Успенский, что то, что случится или может случиться, зависит от трёх причин: от случая, от судьбы, от нашей собственной воли. Поэтому в моем понимании состояние воли отличается от других в первую очередь тем, что человек может совершать то, что для него требуется по своему выбору, а не под действием каких-либо других стимулов.
Пр. Недаром в русском языке, как говорил Успенский, одно и то же слово применяется для воли и для свободы.
У. Точно подмечено.
Пр. Так в чем же свобода по-твоему в состоянии воли?
У. Свобода выбора? Получается нет воли – нет возможности выбора.
Пр. Может уже сформулируешь нечто вроде определения реальной воли с учетом всего сказанного?
У. Попробую. Воля есть способность человека приходить в состояние свободы выбора.
Пр. И все?
У. А что ещё?
Пр. Чего-то не хватает в таком определении. Ведь если у человека есть возможность выбора, а способности следовать этому выбору нет?
У. Да, тогда лучше сформулировать так. Воля – способность человека приходить в состояние свободы выбора и способность следовать этому выбору.
Пр.
......