Целью писаний Гурджиева было обличение "всего и вся". Для него не было главной задачей - пропагандировать сознание через осознание. Главы о гипнозе были главами о психологии, поэтому он и перешел на использование психологического термина "сознание". Было бы странно, если бы он заявил: "давайте прочитаем психоанализ, используя мое определение сознания".
Но позже, когда Гурджиев писал "Рассказы Вельзевула", (см. напр. главу о гипнозе) то он вернулся к психологическому пониманию "сознания", стал заявлять что у современного человека подсознание заменило сознание и т.п.
ГИГ говорил несколько другое - что настоящее сознание современным человеком не осознается.
Наверное, его высказывания можно интерпретировать и так, но, на самом деле, они были более конкрентными - о том, что "вера", "надежда", "любовь" и "совесть" перешли в подсознание (см. главу "Ужас-положение"). Т.е. Гурджиев повторял идеи Фрейда о Сверх-Я.
На тему "Сознание в ЧП" можно посмотреть и с точки зрения подсознания. Но тогда надо представлять хронологию событий развития учений о гипнозе и подсознании. А хронология примерно такова:
1780-1784 - пик популярности
Месмера и его опытов по лечению животным магнетизмом. положивших начало исследованию гипноза
1813 -
Аббат Фариа демонстрирует немагнетические способы наведения гипнотического транса (используются яркие предметы и т.п.).
1870 -
Шарко начинает исследовать возможности использования гипноза для лечения психических расстройств.
1885 -
Фрейд знакомится у Шарко с гипнотическими экспериментами по лечению истерии
1896-1903 - (предположительно) годы активных занятий Гурджиева гипнозом
1900 - выходит главная книга Фрейда "Толкование сновидений". Появление терминов "психоанализ", "подсознание" и "бессознательное".
1924-1931 - подготовка Гурджиевым "Рассказов Вельзевула".
1941 - работа
Милтона Эриксона "Природа и характер постгипнотического поведения", описывающая важные подробности феномена постгипнотического внушения (работа, которая, очевидно, не была известна Гурджиеву при написании "Рассказов Вельзевула", иначе бы он не написал о Шарко и "Аббате Педрини" то, что написал).
1952 - работа Милтона Эриксона "Глубокий гипноз и его индукция" об использовании недирективных методов наведения транса (без использования блестящих предметов, прямых команд и т.п.)
1970е - годы признания Эриксона.
Об Эриксоне я упомянул потому, что именно ему принадлежат современные идеи толкования гипноза и подсознания. Многие считают его вторым человеком (после Фрейда), внесшим вклад в развитие психологии ХХ века.
Я хочу сказать, что обсуждая тему сознания в ЧП с точки зрения подсознания, надо знать и учитывать определения и высказывания Эриксона о подсознании и гипнозе.
Из приведенной хронологии видно, что Гурджиев хотел застолбить приоритет своих взглядов на гипноз и подсознание и при этом рассматривал "маменькиного сыночка Шарко" и Фрейда как конкурентов, хотя на момент написания "Рассказов" они уже стали историей.
BTW. Эриксон не считал гипнотический транс человеческой слабостью или злом. Как-то он писал, что если бы его шоферу пришлось ехать по очень опасной дороге, то он бы загипнотизировал шофера, чтобы тот не думал ни о чем кроме дороги. Гурджиев же придерживался другой точки зрения. Может быть, поэтому и произошел тот злосчастный случай.
Извиняюсь, что несколько отвлекся от темы.