Фраза Евгения имела другой смысл: "человек(у) должен следует (лучше) интересоваться СВОЕЙ волей".
Воля - это свобода, в определенном отношении. Привязывать к воле императив "должен" - означает быть вне контекста ЧП.
Требуется два уточнения:
1. Интересоваться СВОЕЙ волей и интересоваться волей КАК ТАКОВОЙ - разное ли это? Ежу понятно, что "своё" есть просто частный случай "как такового".
Перевожу на русский язык Интересоваться своей волей в противопоставление тому, чтобы интересоваться чужой... Твоя понимайт?
Один частный случай против другого частного случая.
2. Зачёркивая "должен" и подставляя вместо него "следует" (или "лучше"), мы от императива вовсе не избавляемся. Мы только лишь чуть-чуть меняем окраску этого императива, - в том смысле, что "должен" звучит более настойчиво (==императивно), а "лучше" - менее настойчиво, но тем не менее так же императивно.
Исходя из п.1 ясно - что никакого такого императива нет... Тихону он пригрезился.
Существует возможность, что сам Тихон "ощущает себя должным" разобраться с волей "как таковой"... И проецирует свою манию на других.
Зачем ему это нужно - проецировать?
Ему мало собственного "интереса" к воле, ему, вероятно, нужно - чтобы окружающие "санкционировали" (легитимизировали) его интерес через признание важным данного Тихону императива.
Так что парадокс, в который мы попадем, связывая волю (то есть свободу, с чем нельзя не согласиться) с каким-либо императивом, никуда не девается. Остаётся, чёрт его побери совсем.
Человек остается человеком, когда проявляет свои потенциальные свойства и способности. Для этого ему требуется некий "человеко-минимум" свободы выбора. Теряя свободу выбора, человек теряет свою природу, свою сущность. Для их возвращения человеку необходима воля. Но так как свобода потеряна - это означает предварительное отсутствие воли... Которую нужно приобрести для возвращения свободы. И своей сущности.
Если человек и задолжал в данном случае - то только самому себе.
4П претендует на то, что он этот парадокс (свобода и императив одновременно) якобы разрешает.
Но на самом-то деле - ничуточки.
А кто разрешает? Путь Тихона?
И в чем этот путь?
...
С чем Тихон согласен? Ума не приложу. Ну, я не точно высказался. Вадим меня поправил. Я с ним согласен. Человек никому ничего не должен, если не одалживал.[/size]
Мне тоже не понятно, с чем согласен Тихон... Но он так упорно настаивает, что это очень важно, чтобы мы тоже увидели это, что интрига сохраняется
Важно, чтоб увидели, и наверное, чтоб согласились тоже.
А Евгения Вадим не то, чтобы поправлял, но попытался уменьшить некую неоднозначность использованной модальной конструкции долженствования. Но Тихон демонстрирует упорное игнорирование контекста, ему эти поправки как с гуся горох.
"С чего ж начать-то нам, бедным?" Да мы уже начали. Когда Вы услышали про волю? На форуме разве? Или у Гурджиева случайно прочитали? В детстве, наверное (не Гурджиева в детстве, а про волю в детстве)? И как поняли? и когда Вам пришло в голову, что волю надо развивать? и что Вы при этом поимели в виду? Передавайте, дружище, передавайте.
Действительно, если бы Тихон по-человечески ... из откровенной Я-позиции выразил свои "императивы", свою историю того, как он пришел к своему "долженствованию быть свободным" - это возможно, нашло бы больший отклик. Но из вселенски-общезначимой позиции оглашения всеобщего императива - как-то это все пролетает мимо
кассы темы и мимо тематики раздела.