...
Например, Евгений как-то пристыдил меня в незнании принадлежности ощущений инстинктивному центру. Я долго считал, что восприятием занимается сознание. Признаюсь, что этот вопрос для меня по-прежнему не закрыт. Я, конечно, знаю теперь как этот вопрос раскрыт Гурджиевым, но избавиться от своего мнения об участии сознания в восприятии по прежнему не могу.
Что-то вообще не понятно - в чем суть ваших с Евгением разногласий...
Хотя, если использовать одни значения вышеупомянутых терминов - то противоречий не избежать, если использовать другие значения - то правы оба трое...
Я писал об этом в теме "О сознании конкретном и абстрактном".
Это разногласие не только у меня с Евгением. Вот у Карамбы вообще караул. Предлагает ощущения отнести к ДЦ. Тогда как двигательный центр всему учиться, а врожденные навыки - это ИЦ. Ощущения же относятся к врожденным.
Раньше я считал, что сознание воспринимает мир в виде ощущений. Но теперь изменил свое мировоззрение.
Строение человека разбирается в текстах Успенского очень подробно. Но у меня осталось впечатление некоторой незавершенности. В частности я не вижу отношения сознания и центров. Нет описания роли сознания у человека с 1 по 3 номера.
Эту незавершенность я восполнил для себя следующим образом.
Вначале некоторые факты-примеры. Человек воспринимает мир и события в самом себе по-разному. Часть из них он замечает. Часть проходят незамеченными и откладываются в памяти, из которой мы можем их извлечь позже. Подобные явления я наблюдал у себя многократно. Твое внимание чем-то занято и совершенно не видит происходящего в поле зрения. Но потом, задним числом, это незамеченное происходящее может быть восстановлено. Или. В пылу каких-то очень активных событий можно не заметить полученную рану, от которой в другое время, в спокойной обстановке, не только ощутил бы боль, но и вполне мог бы потерять сознание.
А теперь теория на основе этих описанных историй.
Лично я придерживаюсь не мной предложенного статуса сознания как совершенно необходимого условия для существования индивидуальной жизни. Здесь важно подчеркнуть именно индивидуальность, потому что жизнь возможна в виде существования живой ткани, взятой у живого организма и помещенной в питательную среду. У такой ткани, как и у удаленного органа, сознания не будет. А вот у одноклеточного организма, не смотря на то, что он вроде бы проще, чем удаленный орган, это сознание есть. То есть сознание есть основа жизни. Без него мы умираем. Это положение несколько не согласуется с 4 путем. Успенский пишет, что наша психика вполне способна функционировать без вмешательства сознания. Это и так и не так. Тот факт, что наша психика на это способна не отменяет присутствие сознания у этого организма. Да, спящего. Но тем не менее.
Дальше.
Какова же роль сознания?
Мне представляется, что сознания – это «орган», который воспринимает мир и события в самом человеке. Если сознание спящее, или если внимание сознания резко сужено, то информация может пройти через него незамеченной. Но пройти все равно должна. После прохождения (восприятия) сигнал поступает в центры, где проходит обработку и реакцию в виде ощущения, или сразу в память.
Сознание – это «орган» восприятия, настройки, вычленения отдельных областей из всего поля воспринимаемого.
Пока все.