Pierre] wayter> Здравствуйте. Хотел у вас спросить... Мы привыкли любить материальное, осязаемое (вещи, деревья, люди). А как можно полюбить Его, невидимого, неосязаемого, пустоту?
[wayter] Pierre> как насчет искусства - не любите? или только кулинарное? :-)
[Pierre] wayter> И искусство, и кулинарное.)
[wayter] с одной стороны, можно возразить, что искусство мы видим или слышим, а Его - нет. В то же время, понятно, что искусство это нечто более отвлеченное, чем "вещи, деревья, люди". Сами вещи и деревья мы любим отчасти за красоту (если не говорить только об утилитарной стороне, о любви по необходимости).
Можно сказать, что в вещах и людях присутствует нечто, что не сводимо к вещности. Именно это придает вещам большую часть их ценности для нас.
Особый взгляд на жизнь, особые отношения между людьми - в этом Скрытое становится зримым. Тогда не возникает вопрос, как я могу любить Его, а не вещи. И в вещах мы любим прежде всего Его - хотя редко об этом думаем.
*
[wayter] Когда люди представляют себе Бога в качестве невидимого объекта, а не сути всех вещей, возникают сложности, вере не на чем держаться.
[Pierre] Т.е. "обычному" человеку невозможно полюбить Его?
[wayter] Pierre> обычный человек любит Бога, но обычно не знает об этом. В этом и состоит обычность :-)
* * *
[negra] Есть вещи - проводники Его. Искусство, красота, природа, любимые люди - они трамплины к Нему.
[+++] Pierre> "...каждый любит своего Создателя, однако Всевышний скрывается от него за любовью к ...Лайле, мирской жизни, деньгам, положению - словом, ко всему, что любимо в этом мире." Ибн аль-Араби
[+++] Pierre> "Причина этого состоит в ревности Бога, не желающего, чтобы был любим кто-то, помимо Него."
[Pierre] +++> т.е. та же мирская любовь - не помеха, а, наоборот, проводник?
[+++] Pierre> "Созерцание Бога в женщине (для мужчины) - наиболее совершенно и полно" кто сказал не помню :-) ((ибн ал-Араби - прим. wayter))
[мумрик] "Ты можешь испробовать сотню различных ухищрений, но только любовь освободит тебя от самого себя. Так никогда не избегай любви - даже любви в ее мирском обличии - ибо это подготовка к высшей Истине. Разве мог бы ты читать Коран, не выучив вначале букв алфавита?" (Джами)
[Pierre] мумрик> т.е. мирская любовь - подготовка, лучшая подготовка?..
[мумрик] Pierre> думаю, да. Наверное, еще зависит от того, кого и как любить :-)
[мумрик] Pierre> любовь к человеку может снизить собственную эгоцентричность и развить такие качества как приятие, смирение, самоотдача... Вот это и есть подготовка :-)
[negra] hookah, вот эта мысль про то, что сначала есть любовь а потом поиск объекта - просто в точку. Если ее принять как истину, но это дает немыслимую свободу, мне кажется.
* * *
[wayter] порой складывается впечатление, что о единобожии думают, как о поклонении одному идолу вместо многих.
Но единый Бог - не объект. Смысл, скорее, в том, что есть некий единый принцип, который являет себя во множественности, но сам непосредственно непостижим, не может стать идолом. Для кого-то он являет себя как красота. Христиане говорят, это любовь. Одно не исключает другое, конечно.
* * *
[Хью] wayter> в чём, по Вашему заключается красота суфизма?
[wayter] Хью> в способности соединить вещь и идею, внешнее и внутреннее, тварь и Творца.
В некоторых учениях производится попытка наглухо отделить мирское от возвышенного. Суфизм более склонен к интеграции, к соединению противоположностей, к одухотворению плоти.
[Хью] wayter> соединить в Единое? а для чего это нужно? (соединять)
[wayter] Хью> а для чего телу быть соединенным в одном? - чтобы жить. Также и для души: чтобы быть живой, ей необходимо ощущать свою связь с целым.
-------------------------------
Мы встречаемся в чате по субботам в 8 часов вечера по московскому времени.