Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: В Москве расшифровали надпись на древней персидской чаше  (Прочитано 3643 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Но, всё-таки меня занимает вопрос.

У меня тоже возникли кое-какие вопросы по поводу этой находки. По поводу размера стиха: в "Википедии" в двух примерах газелей приведены стихи, состоящие из шести строк, а здесь - семь строк. Может, это какая-то особая форма газели, присущая только Хафизу Ширази, по которой и было определено авторство стиха?

Цитировать
Суфии были бухариками, как водится, может быть в тонкую пику стационарному радикальному запрету на это дело? Или это реально такая тенденция, как и у Хайяма - про Вино и Возлюбленную?? Такое шифрование?

Тоже интересный вопрос. По всей очевидности, суфии не отказывали себе в винопитии (несмотря на запрет вина в Коране), и вино - не только красивая метафора, но и веселящий напиток, потому что в такую чашу молоко не нальёшь, да и пить обычную воду из такой чаши как-то несподручно. Но это не значит, что суфии были хроническими "бухариками". 

Цитировать
И тогда такие вещи могли возникнуть даже на чаше какой-нибудь.

Бронзовая чаша - это не чистый листок простой бумаги, на котором можно тут же записать родившиеся от вдохновения стихи. Чаша была изготовлена чеканщиком заранее - по предварительному заказу. Наверное, для какого-нибудь суфийского шейха. Вряд ли странствующие дервиши носили с собой гравированные бронзовые чаши вместо принятых кашкулей.

Цитировать
И еще много возможных вариантов

Примечательно, что вместе с чашей нашли чьи-то доспехи. По всей видимости, чаша была привезена в Москву в качестве военного трофея.

"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

caramba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 914
  • Reputation Power: 19
  • caramba has no influence.
    • Просмотр профиля

«Виночерпий, светом вина озари нашу чашу,

Певец, спой, что дела мира пошли по нашему желанию.

Мы в нашей чаше видим отражение лица друга,

О не знающий наслаждения нашего непрестанного пьянства!

Никогда не умрет тот, чье сердце оживлено любовью,

Записана в тетради мироздания наша вечность.

До тех пор продолжается кокетство и величание стройных станом».



Красиво, бл. И кое что немного знакомо в иносказании.. Но, всё-таки меня занимает вопрос. Суфии были бухариками, как водится, может быть в тонкую пику стационарному радикальному запрету на это дело? Или это реально такая тенденция, как и у Хайяма - про Вино и Возлюбленную?? Такое шифрование?
Но это реально можно было делать только, чтобы в атмосфере узнаваемого в том времени пьянства и блуда, или хотя бы в условиях доступности таких вещей, чтобы как бы повернуть вектор. Может быть. Ведь  в текущей жизне стихи пишут о делах нормально узнаваемых.


Или. В условиях распространения информации в те времена, стихи были очень узко распространены и узко направлены, соответственно. И тогда такие вещи могли возникнуть даже на чаше какой-нибудь.
Или. Типа сублимация, наверное. Как все знают, что есть некоторые вещи, которые негативные, но можно придать им оттенок высокого. Так тоже возможно. Такая политика.
Умные люди делают умные вещи. Персы, кули.


И еще много возможных вариантов, но я думаю, что они были бухариками. Невозможно иначе, слишком много ньюансов, которые могут знать только бухарики.

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
Как они разглядели столько слов в этом осколке?

По вышеприведённой ссылке вы найдёте и другие "осколки". См. там слайд-шоу, нажимая на стрелочки в разные стороны.
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

Виталий.

  • Подозрительный
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1849
  • Reputation Power: 32
  • Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.Виталий. is working their way up.
    • Просмотр профиля
«Виночерпий, светом вина озари нашу чашу,

Певец, спой, что дела мира пошли по нашему желанию.

Мы в нашей чаше видим отражение лица друга,

О не знающий наслаждения нашего непрестанного пьянства!

Никогда не умрет тот, чье сердце оживлено любовью,

Записана в тетради мироздания наша вечность.

До тех пор продолжается кокетство и величание стройных станом».

Как они разглядели столько слов в этом осколке? Для них же на всей чаше места не хватит. Может специалисты Музея востока любой текст переводят этими словами? А на самом деле там написано: "Я люблю этот город вязевый..."
Пенсия macht frei

no-name

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1674
  • Reputation Power: 37
  • no-name is working their way up.no-name is working their way up.no-name is working their way up.
    • Просмотр профиля
В Москве расшифровали надпись на древней персидской чаше — находке программы «Моя улица»



Фрагменты сосуда со стихами на фарси этим летом обнаружили при раскопках на Биржевой площади. Почти два месяца понадобилось ученым, чтобы понять смысл древних виршей. В стихах говорится о радости дружеского застолья.

Ученые перевели с фарси стихи, вычеканенные на фрагментах персидской бронзовой чаши XVI века. Их обнаружили во время археологических раскопок на Биржевой площади в Москве минувшим летом. Раскопки проводились в рамках программы городского благоустройства «Моя улица». Фрагменты сосуда находились в деревянном срубе на глубине трех метров под землей. Вместе с частями бронзовой чаши там были найдены предметы вооружения (боевой топор, шлем, фрагмент кольчуги) и монеты времен Ивана Грозного и Василия Шуйского. Артефакты датировали второй половиной XVI — началом XVII века. Но их изучение еще продолжается.

«С каждой новой находкой мы узнаем чуть больше об истории нашего города, о том, какие люди населяли его много веков назад, об их быте, увлечениях. Уже в те далекие годы Москва обладала всеми признаками мегаполиса своего времени, объединяя интересы людей из разных государств — как торговые, так и культурные», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Предположительная родина чаши — Персия, на территории которой располагается современный Иран. Найденный сосуд расколот на несколько частей, сохранилось примерно 75 процентов его поверхности. Поэтические строки располагались на верху чаши, прочитать их было сложно, так как они напоминали декоративный узор на поверхности сосуда, практически сливались с ним. Тем не менее специалисты Музея Востока смогли не только разобрать вязь, но и перевести ее на русский язык:

«Виночерпий, светом вина озари нашу чашу,

Певец, спой, что дела мира пошли по нашему желанию.

Мы в нашей чаше видим отражение лица друга,

О не знающий наслаждения нашего непрестанного пьянства!

Никогда не умрет тот, чье сердце оживлено любовью,

Записана в тетради мироздания наша вечность.

До тех пор продолжается кокетство и величание стройных станом».

Установлено, что строки принадлежат персидскому поэту Хафизу Ширази (около 1325 — 1389–1390 год). Он жил на юге Ирана и в разное время при разных правителях занимал должность придворного поэта. Произведения Ширази широко известны в мировой литературе. Его имя стоит в одном ряду с именами Омара Хайяма, Низами, Саади и других персидских поэтов. Любимой строфой Ширази была газель — особая форма лирического стихосложения, популярная на Востоке. В России можно встретить сборники Ширази в переводе Виктора Полещука.

Сейчас археологи занимаются изучением и реставрацией чаши. Работы продлятся до конца этого года. Части сосуда свяжут между собой при помощи лазерной сварки. Недостающие фрагменты будут изготовлены из полимерных материалов. После реставрации чаша войдет в состав экспозиции Музея Москвы, посвященной археологическим находкам программы «Моя улица». В музее ее смогут увидеть все желающие.

Части персидской чаши со стихами, а также другие артефакты, найденные во время работ по программе «Моя улица» и строительству парка «Зарядье», продемонстрировали в археологическом музее «Зарядья» во время официального открытия парка 9 сентября.


Полностью - здесь.
"Голова должна быть открыта для восприятия, но не настолько, чтобы вывалился мозг". © Карл Саган

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100