wayter писал(а): Гипотеза состоит в том, что доброта связана с уровнем бытия.
Данная тема представляется мне очень важной, можно даже сказать - жизненно важной, и не только для отдельно взятого индивидуума в моём лице, но и для многих других людей. Почему я так считаю? - попробую сформулировать:
Можно задаться вопросом: почему одни люди постоянно сохраняют спокойствие, жизнерадостность и доброжелательность, а другие, пусть даже хорошо воспитанные, время от времени демонстрируют проявления недружелюбия, злобности, раздражительности? Эти черты не зависят от социального статуса, семейного положения и прочих внешних признаков (хотя не исключено, что чем озлобленней и агрессивней ведёт себя человек, тем более он рискует остаться одиноким или не преуспеть в социальном плане); всё, что можно проследить - это то, что иногда эти качества как бы <наследуются> от родственников или воспитателей. По моим наблюдениям, причиной добродушного отношения человека к окружающим и самому себе является его довольство существующей действительностью. Это не значит, что добродушный человек ничего не меняет в своей жизни - это лишь значит, что он более-менее адекватно оценивает реалии и свои возможности, и не желает постоянно чего-либо невозможного или недоступного для себя, не испытывает фрустрации - другими словами, не обижен на жизнь, себя и окружающих. Ревность, мстительность, злорадство - вот весьма неполный перечень признаков постоянного наличия неудовлетворённых желаний.
<Добренькими> часто называют людей, которые хотят выглядеть добрыми в глазах окружающих или в своих собственных, при этом не задумываясь о последствиях своих действий - вот в этом-то случае даже тот, кто пытается объявить добро и зло абстрактными понятиями, может легко отличить благодеяние от причинения вреда. Часто человек пытается скрыть свою злобность, пытаясь <сохранить лицо> перед собой или окружающими; так возникает порочный круг внутренних противоречий, который часто и приводит к болезни.
Если рассматривать причины возникновения большинства психических и нервных расстройств, то основной причиной (если не считать грубых нарушений физиологии мозга из-за травм, генетических и системных заболеваний) как раз и будет несовпадение желаемого и действительного - при невозможности изменить действительность и неспособности отказаться от желаемого.
Так что злобность можно считать и сигналом, свидетельствующим о наличии предпосылок к болезни, и, при уже развивщейся болезни, - симптомом и одновременно её дополнительной причиной.
С этой точки зрения - разве способность адекватно оценивать окружающую обстановку и быстро приспособиться к изменениям, способность соразмерять свои желания в соответствии с действительностью не является признаком большего совершенства, признаком более развитого и жизнеспособного существа?
Кто менее склонен разделять себя и окружающий мир, кто способен довольствоваться малым - тот и является, согласно многим традициям, более духовно развитым.
Искренне благодарить Создателя может только тот, кто счастлив и доволен своей жизнью; и вряд ли счастливый человек станет желать зла другим.
Кроме того, из всего этого можно сделать такой вывод: если доброта - это не причина, побуждающая совершенствоваться и не способ стать духовно развитым, а только признак и следствие духовного развития, то все попытки быть добрым "принудительно" заведомо обречены на неудачу (и в истории человечества можно найти немало подтверждений этого тезиса).