Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Есть ли связь между добротой и духовностью  (Прочитано 43086 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

T

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 7
  • Reputation Power: 0
  • T has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Есть ли связь между добротой и духовностью
« Ответ #7 : 15 бХЭвпСап 2003, 18:30:12 »
wayter писал(а):
Цитировать
Гипотеза состоит в том, что доброта связана с уровнем бытия.


Данная тема представляется мне очень важной, можно даже сказать - жизненно важной, и не только для отдельно взятого индивидуума в моём лице, но и для многих других людей. Почему я так считаю? - попробую сформулировать:

Можно задаться вопросом: почему одни люди постоянно сохраняют спокойствие, жизнерадостность и доброжелательность, а другие, пусть даже хорошо воспитанные, время от времени демонстрируют проявления недружелюбия, злобности, раздражительности? Эти черты не зависят от социального статуса, семейного положения и прочих внешних признаков (хотя не исключено, что чем озлобленней и агрессивней ведёт себя человек, тем более он рискует остаться одиноким или не преуспеть в социальном плане); всё, что можно проследить - это то, что иногда эти качества как бы <наследуются> от родственников или воспитателей. По моим наблюдениям, причиной добродушного отношения человека к окружающим и самому себе является его довольство существующей действительностью. Это не значит, что добродушный человек ничего не меняет в своей жизни - это лишь значит, что он более-менее адекватно оценивает реалии и свои возможности, и не желает постоянно чего-либо невозможного или недоступного для себя, не испытывает фрустрации - другими словами, не обижен на жизнь, себя и окружающих. Ревность, мстительность, злорадство - вот весьма неполный перечень признаков постоянного наличия неудовлетворённых желаний.

<Добренькими> часто называют людей, которые хотят выглядеть добрыми в глазах окружающих или в своих собственных, при этом не задумываясь о последствиях своих действий - вот в этом-то случае даже тот, кто пытается объявить добро и зло абстрактными понятиями, может легко отличить благодеяние от причинения вреда. Часто человек пытается скрыть свою злобность, пытаясь <сохранить лицо> перед собой или окружающими; так возникает порочный круг внутренних противоречий, который часто и приводит к болезни.

Если рассматривать причины возникновения большинства психических и нервных расстройств, то основной причиной (если не считать грубых нарушений физиологии мозга из-за травм, генетических и системных заболеваний) как раз и будет несовпадение желаемого и действительного - при невозможности изменить действительность и неспособности отказаться от желаемого.
Так что злобность можно считать и сигналом, свидетельствующим о наличии предпосылок к болезни, и, при уже развивщейся болезни, - симптомом и одновременно её дополнительной причиной.

С этой точки зрения - разве способность адекватно оценивать окружающую обстановку и быстро приспособиться к изменениям, способность соразмерять свои желания в соответствии с действительностью не является признаком большего совершенства, признаком более развитого и жизнеспособного существа?
Кто менее склонен разделять себя и окружающий мир, кто способен довольствоваться малым - тот и является, согласно многим традициям, более духовно развитым.
Искренне благодарить Создателя может только тот, кто счастлив и доволен своей жизнью; и вряд ли счастливый человек станет желать зла другим.

Кроме того, из всего этого можно сделать такой вывод: если доброта - это не причина, побуждающая совершенствоваться и не способ стать духовно развитым, а только признак и следствие духовного развития, то все попытки быть добрым "принудительно" заведомо обречены на неудачу (и в истории человечества можно найти немало подтверждений этого тезиса).

Flute

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 44
  • Reputation Power: 0
  • Flute has no influence.
    • Просмотр профиля
Причиной споров, возникающих порою вокруг тайного намёка, содержащегося в "китайской" поговорке, (как впрочем и причиной любых споров вообще) является, на мой взгляд, принципиальная-разность самого п о д х о д а к Истине: через "ум"? или через "сердце"?

Но поскольку Доброта (являясь, наряду с Искренностью и Смирением, одним из Божественных атрибутов) олицетворяет собою, таким образом, уровень бытия приближённый к Божественному - то естественно, как более высокий уровень(понимания "сердцем"), он недоступен пониманию с более низкого уровня("ума").

Отдельный вопрос, что поскольку низкий уровень бытия характеризуется тем, что бразды правления личностью  захвачены "нафсом", - то гордый и агрессивный "нафс" (условного эзотерика) при помощи своего главного тяжёлого орудия(ума) пытается, естественно,оправдать свою склонность ко "злу" - и борется за своё место под солнцем, пытаясь при помощи логических умозаключений  оправдать свою собственную слепоту(относительно понимания Добра, как созерцания Истины - Сердцем) с тем, чтобы убедить в своей правоте таких же "слепых  сердцем".. (и, если удастся, - то и повести их за собою, за собою, за туманом... ,кхе))



"О, эти споры под Луной.. О, Доброта слепых и зрячих!" )

ino

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 116
  • Reputation Power: 0
  • ino is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Я думаю, имеет смысл изначально разделить понятия "добренький" и Добрый, аналогично тому, как "святоша" - это далеко не Святой. (в контексте: лицемерие).

Так вот, если говорить о - Святости, Доброте, Мудрости, Душевной Щедрости, Искренности, Смирении, ...
-то есть качествах, определяющих высокий уровень бытия
-ТО, также как противоположные им низкие"нафсовы" качества не приведут человека к Истине (ибо нафс неизбежно трансформирует Истину в "имитаторство истины")
-ТО точно так же и  качества проявления высокого уровня бытия - никогда и ни при каких условиях не проявятся "злом"(или "ложью"),
и даже наоборот - спо-соб-ны-"зло"-трансформировать-в-благо.
Высокое б ы т и е - это Учитель. ("Великий транс-форматор нафса"! ))

Кэт

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 95
  • Reputation Power: 0
  • Кэт has no influence.
    • Просмотр профиля
Хотя о своей духовности ничего радостного сказать не могу,как духовности я не имею, не имела, и уж отчаиваюсь  хоть немного просветлиться, но про доброту и злобность могу кое-что обьяснить на своем примере, как простого и подобного остальным человеческого существа.
 Если меня доводят до депрессии ( депрессии испытываю сильные и очень острые, и очень быстрые: раз - накатило, хоть помирай, два - все прошло без следа, но всегда лишь при реальных потерях),  то первая реакция - злобность, вторая - тишина, третья - мне охота всех достать своей добротой и хорошестью. Я всех могу обаять, развеселить, расцеловать. Меня тогда все очень любят. Реакция на плохие явления жизни всегда такая: сначала - злобность, потом - тишина, потом я становлюсь такая хорошая -прехорошая, добрая-предобрая. И глаза такие, добрые-предобрые. И вот после этого все и проходит.
 Вообще, отчего человек злится. Чего-то хочет, а ему не дают. Облом человеку, вот он и злится.
  Чего человек добрый? Ему все нравится, ему все хорошо, все люди вокруг очень хорошие, жизнь распрекрасная, погода - замечательная.
 

  Вообще, в Каббале говорится, об этом, когда человек к Богу - спиной к спине, так у него все плохое. Страна у него плохая. Погода в ней отвратительная. Ну и так далее по списку.
  Человек начинает потихоньку учить Тору, и тогда он уже вроде как к Богу лицом, и все меняется. Все тогда хорошо становится. И друзья - все хорошие, и ничего тогда не раздражает такого человека.
   То есть все так и есть - малейшее наполнение жизни Духом дает существенные перемены в характере, в привычках, вот тогда и получается, что человек из злыдня становится добрым малым.
 Я - злобная. Но у меня злобность быстротекущая, бурная и яркая, не оставляющая в моем девственно бездуховном сознании никаких следов. Как дитя - упадает, поревет, встанет, дальше побежит, через три минуты уже ничего не помнит.
    Мама моя знает про это с детства. Так знайте теперь и вы.
с уважением, Кэт

SagiS

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 44
  • Reputation Power: 0
  • SagiS has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://jungland.indeep.ru
Re: Есть ли связь между добротой и духовностью
« Ответ #3 : 15 бХЭвпСап 2003, 11:42:49 »
Цитата: "wayter"
"Голос эзотерика" утверждает, что доброта это производное условной социальной морали. Соглашаясь с этим отчасти, я позволю себе предложить другой, дополняющий, взгляд на этот вопрос. Для меня доброта связана с уровнем бытия, который отнюдь не у всех одинаков - вне зависимости от того, посещали ли они эзотерическую школу или нет. Некоторым просто повезло от рождения, и их уровень бытия выше, чем у других.


Теперь осталось определить что такое "уровень бытия". ;)

Цитировать
Под добротой я понимаю не только единовременный поступок (помочь кому-то, дать милостыню, не нагрубить и тому подобное), но и общую предрасположенность к тому, чтобы не вредить другим и себе.  


Понятие "вред" тоже относительно. :) Помните притчу про птичку и лошадь у И.Шаха в "Тонкости муллы Насреддина"?

Цитировать
Существуют объективные нарушения в работе психики, результат болезни и деградации. Например, неврозы и психозы. И практически всегда болезнь психики выражается как нечто противоположное доброте. Раздражительность, мнительность, подозрительность, готовность оскорбить и уничтожить другого человека - вот характерные признаки клинической деградации психики.


Совсем и совсем необязательно. Это характерные признаки может быть психоза, некоторых видов неврозов.. Но депрессия уже сюда не подходит. :roll:

Цитировать
Если и есть обратные примеры, когда психологические проблемы или психическое заболевание ведут к увеличению доброты, то они крайне редки и мне неизвестны. То есть злобность - характерный признак психической деградации и низкого уровня внутренней организации психики.


Опять же смотря что считать добротой. Болезни, в результате которых люди начинают раздавать милостыню? :shock: Если имеются в виду психические расстройства, которые не сопровождаются агрессией - то примеров им легион.

Цитировать
Исходя из этого можно предположить, что доброта является выражением более высокого уровня внутренней организации, чем злоба. Иными словами, доброта это один из признаков внутреннего развития и совершенства.


 :roll:

Б.Горячка

  • Гость
А можно прокомментировать в связи с этим топиком историю про Хызра и Мусу? Так вроде казалось, что я все понимаю :lol: , а тут обратно запуталась :oops:

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Есть ли связь между добротой и духовностью
« Ответ #1 : 15 бХЭвпСап 2003, 08:32:17 »
Навеяно недавним обсуждением китайской пословицы "Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным".
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=8203#8203


* * *

Голос "эзотерика":

"Доброта, "добренький" - все это идеи, связанные с условной моралью. Не подменяйте морализаторством глубинный анализ человеческой души. Глупый, хоть и добрый, человек легко может причинить зло по недоумию. Только духовно продвинутый человек может быть по-настоящему добрым. А духовно продвинутый не может проповедовать ложное учение. Все зло и добро обычного человека находятся в одной плоскости, и различия между ними практически нет. Сегодня он добрый, а завтра - злой, в этом его качестве нет постоянства, как должно быть у подлинно духовного человека".

Все так. Доброта обычного человека несовершенна. С высоты птичьего полета не отличишь доброты от злобности, поскольку у обычного человека они не так уж далеко расположены друг от друга.

Надо заметить, однако,  что мы ходим большей частью по земле, а не летаем в облаках. И в этой, земной, плоскости различие между добротой и злобой достаточно очевидно и имеет вполне реальные последствия.

"Голос эзотерика" утверждает, что доброта это производное условной социальной морали. Соглашаясь с этим отчасти, я позволю себе предложить другой, дополняющий, взгляд на этот вопрос. Для меня доброта связана с уровнем бытия, который отнюдь не у всех одинаков - вне зависимости от того, посещали ли они эзотерическую школу или нет. Некоторым просто повезло от рождения, и их уровень бытия выше, чем у других.

Под добротой я понимаю не только единовременный поступок (помочь кому-то, дать милостыню, не нагрубить и тому подобное), но и общую предрасположенность к тому, чтобы не вредить другим и себе.   


У меня есть по крайней мере один внеморальный аргумент в пользу это гипотезы.  Гипотеза состоит в том, повторяюсь, что доброта связана с уровнем бытия.

Вот мой аргумент.

Существуют объективные нарушения в работе психики, результат болезни и деградации. Например, неврозы и психозы. И практически всегда болезнь психики выражается как нечто противоположное доброте. Раздражительность, мнительность, подозрительность, готовность оскорбить и уничтожить другого человека - вот характерные признаки клинической деградации психики.

Если и есть обратные примеры, когда психологические проблемы или психическое заболевание ведут к увеличению доброты, то они крайне редки и мне неизвестны. То есть злобность - характерный признак психической деградации и низкого уровня внутренней организации психики.

Исходя из этого можно предположить, что доброта является выражением более высокого уровня внутренней организации, чем злоба. Иными словами, доброта это один из признаков внутреннего развития и совершенства.
« Последнее редактирование: 22 ЬРп 2013, 00:22:40 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100