БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ.
Существует один общий принцип, без которого любые попытки наладить хорошие отношения с ребенком оказываются безуспешными. Это принцип называется безусловное принятие.
Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей: <Если будешь хорошим мальчиком (девочкой), то и я:> Или: <Не жди от меня ничего хорошего, пока не перестанешь: (лениться, драться, грубить), не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)>
Приглядимся: в этих фразах преобладает условное, оценочное отношение. Ребенку сообщают, что его будут любить <только если:> Причина этого кроется в распространенном убеждении, что награда и наказание - главные воспитательные средства, безотказные рычаги, нажав на которые можно легко и просто управлять человеком. Но вот интересно, что чем больше его ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? Потому, что воспитание - это вовсе не дрессура. И родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Удовлетворение потребности в любви, принадлежности и нужности другому человеку - необходимое условие для нормального психического развития ребенка. Ласковый взгляд, прикосновение, слова: <Я рад(а) тебя видеть>, <Я люблю, когда ты дома>, <Как хорошо, что ты у нас есть:> сообщают ребенку, что он нужен, дорог, любим просто фактом своего существования. Эти знаки безусловного принятия нужны ему, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, формируя его психику более устойчивой и уравновешенной, развивая тем самым и его способность любить и отдавать.
Но чем чаще родители раздражаются на ребенка, дергают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: <Меня не любят>. Доводы родителей типа: <Я же о тебе забочусь>, <Ради твоей же пользы> дети не слышат. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: <Меня не любят, не принимают>. И все это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, <не таким>, несчастливым.
Возникает вопрос: <если я принимаю ребенка, то значит ли это, что я никогда не должна на него сердиться?> Нет, не значит. Скрывать и копить свои негативные чувства не следует, но выражать их нужно особым образом (об этом позже), а сейчас хочу обратить внимание вот на что:
Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или <непозволительными> они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
И все-таки какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это? Главная - это настрой на <воспитание>. <Как же я буду обнимать его, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом все остальное. Иначе я его испорчу>. И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний и требований. А сын начинает реагировать отговорками, оттягиванием, а то и открытым сопротивлением, если приготовление уроков является старой проблемой. Так резонные <педагогические соображения> родителей втягивают их в порочный круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения и частых конфликтов.
Так в чем же заключается ошибка? В том, что дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе них. О том, что для этого нужно делать - в следующий раз. А сейчас хочется сказать еще вот о чем. Существуют и другие причины возможного эмоционального неприятия ребенка или даже отталкивания его. Часто родители не подозревают об этом, или стараются заглушить в себе этот внутренний голос.
Например, ждали мальчика, родилась девочка. Или ребенок оказался незапланированным, мешающим пожить <в свое удовольствие>. Либо он оказывается вовлеченным в нарушенные супружеские отношения, например, похож на отца, с кем мать давно в разводе, или на кого-то из его родственников, и некоторые его жесты, выражение лица вызывает в ней глухую неприязнь. Также скрытая причина <воспитательного настроя> родителей, может скрывать в себе компенсацию своих жизненных неудач, неосуществившихся планов. В таких случаях родителям необходимо задуматься и постараться прийти к осознанию возможных внутренних причин своего недовольства ребенком. Это поможет прояснить ситуацию и сделать первые шаги в установлении по-настоящему теплых, глубоких взаимоотношений.
На этом, наверное, пока все. А сейчас я хочу предложить вам следующее домашнее задание.
Задание первое:
Посмотрите, на сколько Вам удается принимать своего ребенка. Для этого в течение нескольких дней постарайтесь подсчитать, сколько раз Вы к нему обратились с положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у Вас не все благополучно.
Задание второе:
Закройте на минуту глаза и представьте, что Вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как Вы показываете, что рады ему, что он Вам дорог и близок? А теперь представьте, что это Ваш собственный ребенок: вот он приходит домой со школы, и Вы показываете ему, что рады его видеть. Представили? Теперь Вам будет легче делать это на самом деле. И не бойтесь <испортить> его, это совершенно немыслимо.
Задание третье:
Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются).
Не плохо это делать и по отношению к другим членам семьи.
Задание четвертое:
Выполняя предыдущие задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.
Желаю удачи.
Продолжение следует.