МОТИВЫ ВОСПИТАНИЯ.Связь между детьми и родителями - одна из наиболее сильных человеческих связей. Без нее невозможен полноценный рост и развитие ребенка. В тоже время эта связь сама по себе внутренне конфликтна. И если ребенок, взрослея, приобретает желание все большее отдалиться, хочет сам познать мир и приобрести свой собственный жизненный опыт, даже ценой возможных ошибок и потерь, то родители, как правило, стараются как можно дольше его удержать, предостеречь от неудач, поделиться собственным опытом. Этот внутренний конфликт порождает много проблем, начиная с самого раннего возраста, с первого детского <я сам> и родительского <нельзя>.
Как показывают исследования психологов, степень свободы, которая предоставляется детям тесно связана с
мотивационными структурами личности родителей. Поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, так называемых <мотивов>. Дистанция, которая преобладает во взаимоотношениях с ребенком, степень родительского невмешательства или же, наоборот, постоянного контроля, зависит от того, какое место занимают дети в сложной мотивационной системе человека. Бывает полезно время от времени определить для себя, что движет собственными <воспитательными усилиями>, и как тот или иной мотив влияет на степень свободы, которую мы предоставляем своим детям.
Познакомьтесь с некоторыми исследованиями российских психологов по поводу <вставленности> деятельности воспитания в различные жизненные мотивы человека.
- Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Человек, как существо общественное, имеет своеобразные формы ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Такую потребность <ориентиров> в эмоциональном настрое других людей называют потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие также созвучны с его собственными чувствами.
Случается, что воспитание ребенка оказывается <вставленным> именно в удовлетворение потребности эмоционального контакта, а подчас является единственным ее объектом. Примеров здесь множество. Это и родители, по разным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и бабушки, посвятившие все свое время воспитанию внуков. Взрослые в таких случаях ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, лишая или ограничивая интересы ребенка, направленные вне семьи.
- Воспитание и потребность смысла жизни.Одной из форм удовлетворения такой потребности часто становится забота о ребенке. Мать или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитание ребенка. Ощущение собственной нужности делает их счастливыми, однако, когда ребенок, вырастая, уходит от них, они начинают понимать, что <жизнь потеряла всякий смысл>. Ярким примером тому служит мама, которая, не желая терять положение <опекунши>, собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как <он всегда это плохо делает>, пишет за него сочинения, <чтобы ребенок не переутомился>. В результате она получает требуемое чувство собственной необходимости, но вред такого самопожертвования для ребенка также очевиден.
- Воспитание и потребность достижения.В этом случае цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок добился того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий или потому, что они сами были не достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит родительскую мечту. Мать хотела играть на фортепьяно, но не было для этого условий, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.
Подобный подход приобретает элементы некоторого эгоизма. Ребенок рассматривается как <продолжатель жизни> родителей, его цели запрограммированы заранее. Это ставит его перед выбором. Можно втиснуть себя в рамки чуждых родительских идеалов ради того, чтобы обеспечить себе любовь родителей, а им чувство удовлетворенности. Но в этом случае ребенок пойдет ложным путем, проживая жизнь, не соответствующую своим стремлениям и задаткам. Но можно и восстать против чуждых требований и развиваться в соответствии со своими интересами и способностями, но, к сожалению, за этим часто следуют родительские обиды и их разочарования из-за своих несбывшихся надежд.
- Воспитание как формирование определенных качеств.Под влиянием прошлого опыта в сознании человека могут формироваться так называемые
сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок обязательно был наделен этим <особо ценным> качеством. Например, родители уверены в том, чтобы их ребенок должен быть обязательно добрым, эрудированным или смелым. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречия либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблемы в воспитании становятся особенно очевидными.
Типичным примером может послужить ситуация, когда увлечение спортом одним из супругов приводит к тому, что он строит планы о совместных с детьми семейных походах, байдарках, горных лыжах, не замечая, что в своих мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик: Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль в одежде, обилие, несколько излишне для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм в куклы: Все это может сформировать у ребенка черты противоположного пола, препятствовать правильной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. К тому же, навязывая ребенку не присущие ему качества, родители как бы убеждают его в том, что такой, какой он есть, он не нужен, подчеркивают свое неприятие его.
- Воспитание как реализация определенной системы.Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию
определенной системы воспитания. Такое обычно встречается у очень компетентных и эрудированных родителей, которые уделяют свои детям немало времени и забот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, родители целеустремленно приступают к ее реализации. Можно проследить даже возникновение особой моды на различные системы воспитания. Так некоторые родители неукоснительно следовали идеям семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения ребенка. Другие - призыву: <Плавать раньше, чем ходить>. В иных семьях царит атмосфера сплошной вседозволенности, что по мнению определенной части родителей отражает споковскую модель воспитания.
Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Речь идет лишь о том, что в некоторых семьях им следуют слишком буквально, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по принципу <реализация системы>, внутренне похожи. Их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности и внутреннему миру своего ребенка. Говоря о своем ребенке, они не столько описывают его характер, привычки, вкусы и интересы, сколько подробно излагают то, как они воспитывают его.
Так как же быть мудрым родителем и разумно воспитывать и любить своих детей? Ответ на этот вопрос также прост, как и сложен, и, вероятно, ни один специалист даcт на него окончательный ответ. Но это и вполне естественно, если подходить к процессу воспитания творчески, ведь творчество не знает границ. Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, искать и отказываться от сковывающих шаблонов, привычек и предрассудков.
И наблюдения показывают, что успешность воспитания стоит в прямой зависимости не от <систем> и <методов>, или какого-то определенного набора личностных черт родителей, а от гармонии или дисгармонии их душевного мира, способности преодолеть свои эгоцентризм. Гармоничный душевный мир человека - это способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать, сопереживать и любить. Одним своим присутствием такой родитель без назиданий и требований помогает самораскрытию своего ребенка, создает у него ощущение полноты и радости бытия. Он <не сковывает, а освобождает, не подавляет, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает и переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут>.
И женщина, что держала ребенка у своей груди, сказала: Расскажи нам о Детях.
И он сказал:
Ваши дети - это не ваши дети.
Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят через вас, но не от вас.
И хотя они с вами, они все же не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них свои собственные мысли.
Вы можете дать пристанища их телам, но не их душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, куда вы не можете прийти, даже в своих мечтах.
Вы можете стараться быть как они, но не старайтесь сделать их как вы.
Ведь жизнь не идет вспять и не задерживается во вчерашнем дне.
Вы - луки, из которых ваши дети, словно живые стрелы, посланы вперед.
Стрелок видит знак на пути бесконечности, и Он сгибает тебя Своей мощью, чтобы стрелы могли лететь быстро и далеко.
Пусть ваша податливость руке Стрелка будет ради счастья.
Ибо так же, как Он любит стрелу, которая летит, Он любит и лук, который недвижен.
Х. Джебран
Удачи вам, дорогие родители.
Литература:
Венгер Л.А.., Мухина В.С. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
Карвасарский Б.Д. Неврозы.
Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
Мухина В.С. Детская психология.
Сатир В. Вы и Ваша семья
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.