... В то же время некоторые термины были непонятны, да и синергетика, на которой он строит очень многое, всегда уступала у меня в голове идее о том, что "может быть только сознательная эволюция".
Как бы вы, Вадим, раз уж вы читали Картера, оценили его писания, и что вам показалось наиболее интересным?
Да, так бывает, когда из-за нескольких непонятных слов мы не имеем возможности по справедливости оценить целый текст. Я в своё время тоже испытывал смешанные "чувства", пытаясь совместить синергетику с принципом "сознательной эволюции". На промежуточном этапе я даже принял такое "компромиссное" решение - одну неделю "верить" в синергетику, другую неделю - в сознательную эволюцию, а в третью - отвергать всякую тень рациональных построений и "бродить духом" в неоформленном и безначальном... даосов я тоже люблю :lol:
Сейчас я рассматриваю синергетический принцип в очищенном виде. Дело ведь в чём - раз принцип С пришёл из физических наук, он оказался "срощен" с понятиями "бессознательности" и "механистичности" (не грубой механики, но всё таки механистичности). Если синергию очистить от этих "довесков", то ничто не мешает рассматривать её как некоторое отражение (на физическом уровне) того же самого, что побуждает живые существа стремиться к тому, что они называют "сознательной эволюцией".
Попробуйте углубиться в оба эти принципа, выделяя существенное и отбрасывая второстепенное, - вы сами обнаружите, где они пересекаются. Хотя, возможно, объём и содержание этих понятий несколько изменятся в результате этого.
Теперь основной вопрос. В своё время, несколько поостыв к программированию, точным и инженерным наукам, я "переквалифицировался" в гуманитарии. Занимаясь практической психологией я снова вернулся к "принципам программирования", но с другого конца. Писания Картера (как и некоторых других) подтвердили моё убеждение, что "все дороги ведут в Рим", если конечно идти по ним достаточно долго.
Сейчас я думаю, что термины, которые мы используем (в том числе аналогии и другие языковые средства), не столько говорят, где мы находимся в данный момент, сколько о том, откуда мы вышли (какова траектория прошлого пути). Ну и плюс наше восприятие аудитории, к которой мы обращаемся (на выбор аудитории влияет опять же пройденный путь и тот "идеал", которым мы руководствовались при выборе "конечной" точки).
Мне сдаётся, что Картер ещё не вполне "наигрался" с ИЦ. Он (как и некоторые, на кого не будем показывать пальцами) ищет прямую дорогу от ИЦ к ВИЦ. Методику, которую он описывает, я бы оценил как весьма энергозатратную и рискованную. Я пробовал подобные вещи - у меня было абсолютно физическое ощущение, что я сейчас сгорю. Это отвадило меня от экстрима, я согласился с более умеренными и старыми писаниями - нужно заниматься "собой" в целом, а не раскручивать "процессор", чтобы узнать, какова его максимальная частота. Надо поберечь материнскую плату
Впрочем, Картер тоже никому не рекомендует свой метод. Он довольно аккуратен, искренен и, я бы сказал, "бережлив" по отношению к людям. У него вполне развита эмоциональная часть ЭЦ (откуда растут ноги у совести). Я даже думаю, что он скорее всего "успокоился" и занялся "подчисткой" хвостов - посмотрим, что он напишет через несколько лет.
Больше всего мне понравилось нейрологическое описание "чужеродного устройства", поэтически обозначенного у Кастанеды "летуном". Глава "Призрачное НЕ" тоже неплоха - хорошее переложение Адвайты для тех, кто испытывает трудности с "мистическими учениями". Неплохо он осовременил "преданья старины глубокой"
А вот с его трактовкой Гурджиевских (вернее Успенских) "состояний сознания" я не вполне согласен - описание С3 ещё куда ни шло, а С4 "не дотягивает". Но это и закономерно - в С4 на мой взгляд нельзя въехать на хромой козе (на одном лишь ИЦ, пусть и раскрученном по самое не булуйся :wink: ).