Рассмотрим эту ДЛТ.
"У всех народов во всех странах есть предание о тайном, скрытом, особом, высшем знании, доступном человеку после преодоления определенных трудностей."
Ну, первый абзац не выходит "за пределы того, что рассказывал нам Успенский".
С этой мысли начинает он свою книгу "Новая модель Вселенной". Видимо, затравка для начала всегда примерно такая. Большая Интрига!
"Мы заявляем, что подобное знание существует, и что в настоящее время есть возможность его передачи тем людям, которым адресована эта декларация."
Адресована тем, кто способен воспринять слова про высшее знание как правду. А кто не способен - тому не адресована. Другими словами тоже самое говорил и Гурджиев про знание и его доступность.
"Это знание и его воздействие отличаются от привычного знания, поэтому попытки найти его и воспользоваться им всегда тщетны. Оно откликается и действует, только если добыто особым образом. Вот первая трудность, встречающаяся на пути."
Первый намек: "Оно откликается и действует, только если добыто особым образом". Что это значит? Это значит, что само по себе добыть высшее знание еще не все. Надо добыть его "особым образом"! Не есть ли это ненужное, дополнительное препятствие? Ведь если знание добыто про путь к нему забывают!
Опять-таки у Гурджиева есть и на этот счет слова, про "незаконное проникновение в четвертую комнату". Кстати, иногда пишут прямо обратное: что, Бог любит тех кто как вор взламывает замок, чтобы проникнуть в святилище. Смысл примерно такой. Так чьему мнению доверять больше?
"Людей, живущих достаточно долго, чтобы путем проб и ошибок подобрать нужные условия для «поиска», немного."
Важное признание. Все-таки такие люди есть!
"Это знание концентрируется, управляется и контролируется тремя типами людей, присутствующих в каждый данный момент времени. Их называют «Невидимой иерархией», поскольку обычно они не общаются с ординарными человеческими существами."
А это и все последующее для людей не способных достичь знания самостоятельно и нуждающихся в учителях.
Смотрите как интересно! Чуть ли не главный вопрос на духовном пути: как найти учителя, нужен ли учитель и т.п. Мнения обычно разделяются: одни говорят, нужен обязательно и не просто учитель, а учитель принадлежащий традиции, необходима преемственность. Таких большинство. Другие, которых мало, говорят что есть возможность развиваться и без учителя.
На мой взгляд, главное в этом то, что выбрав ту или иную точку зрения, не противопоставлять ее противоположной. Они обе имеют право на жизнь. Люди-то все разные.
Но что значит не иметь учителя? А если кто-то считает своими учителями всех тех, кто был на протяжении истории светочем для людей? К примеру, нужен ли в христианстве живой учитель, посредник между человеком и Христом?
Или слова Будды: "Будьте сами себе светом на пути..."
И все-таки интрига сохранилась: что же это за особое, высшее знание, которое хранят люди традиции?
Кто-нибудь знает? Пусть поделится...