Кроме того, меня несколько смущает Ваша формулировка, ученик не должен унижаться за получение чего-либо, т.е. это не вопрос купли-продажи. Скорее, он отказывается от своей иллюзорной свободы в надежде получить свободу истинную.
Кстати, попутно возник интересный вопрос: если для восточного человека подчиняться учителю проще/легче в силу культурных традиций, означает ли это, что ему "легче" достигнуть просветелния?
Наверное легче. Это мое ИМХО. Может я и не прав.
Что такое подчинение в случае обучения у Наставника? Это 1) полное послушание, т.е. делать то, что говорит Наставник и 2) не задавать вопросов и не спорить, а нужно ли ученику то, что его заставляют делать.
Причем я говорю не о подчинении Богу. Хотя сама формулировка странная - подчинение Богу; я сталкивался с ней в цитатах суфиев, и удивлялся: разве это подчинение? это жизнь в слиянии с Богом, когда где ты а где Бог уже не понять, и на таком уровне о подчинении нет и речи; на более ранних стадиях, когда начинаешь слушать свою интуицию, действуя по ее подсказкам, скорее не подчиняешься, а живешь по благословенной подсказке свыше. В общем, слово "подчинение" меня совершенно не устраивает. Ну что ж делать.
Так вот, подчинение не Богу, а человеку, хоть он и живет в слиянии с Богом. Чтобы полностью довериться человеку, надо, выходит, побороть в себе выращенный в условиях современного общества страх перед неизвестными людьми, но одновременно нужно и отличное чувство опасности; иначе неминуемо попадешь в беду. Не говоря уже и о чувстве Истины :wink:
Предположим, Наставник скажет: "бросай всех своих родных и близких и иди со мной". А если ученик не может этого сделать? Если у него есть чувство долга перед близкими? Надежда только на то, что в этом случае Наставник все увидит и поймет и не поступит так "жестоко". С позиции ученика и его родных.
Спасибо всем за ответы. Тот человек, с которым я спорю, когда я ему сказал об индивидуальном подходе к каждому, ответил мне: "Дай Бог, чтоб это было так."