"Суфии считают что такое представление (об "Отце демонов" Иблисе - как всего лишь о непослушном и мятежном творении Бога Единого, которое было, тем не менее , наделено определённой властью*) не вяжется с учением о Божественном Единстве и с вероисповедованием единства бытия (вахдат-и воджуд).
В результате (* чтобы удостоверить свою приверженность Божественному Единству, суфиям пришлось детально разработать круг вопросов, связанных с Иблисом), возникла следующая концепция: зло относительно, а не абсолютно. И гнев, и милость принадлежат одному Богу Единому. Иблис же - одно из проявлений Божьего величия:
"О ты, слышавший о том,
что от Него не исходит зла.
Истина состоит в том,
что зла не существует вовсе."
(Сабзавари)
Суфийские мастера, которые благожелательно относились к Иблису, полагая его истинным влюблённым, и те, которые считали что он нечистый странник на Пути, одинаково представляли его немощным и лишённым власти. В результате они утратили всякий интерес к Иблису. Лишив его фигуру значимости, они целиком посвятили себя поклонению Богу Единому, несравненному и всемогущему.
______________
Руми, "Повествования о Моавийе и Иблисе"
(Иблис отвечает Моавийе):
"Я - пробный камень для распознания фальшивого и настоящего.
Бог испытывает мною льва и дворовую шавку, поддельную монету и настоящую.
Когда я лишаю блеска фальшивую монету, я - лишь берущий пробу, я просто испытываю состав.
Когда волк спаривается с ланью, неясно, ланями или волками будет их потомство? Предложи им траву и кости, и посмотри
к чему они устремятся: если ринутся к костям - это волки, если предпочтут траву - лани...
От гнева и милости Божьих рождён мир добра и зла.
Как я могу обратить добро в зло? Я не Бог. Я только подстрекающий. Не я их создатель.
Как я могу обратить честность в бесчестие? Я не Господь. Я лишь зеркало чести и бесчестия.
Урод в раздражении разбивает зеркало и говорит: "В этом зеркале человек уродлив"...
(Джавад Нурбахш, "Великий демон Иблис")