Ещё раз, суть 4-го пути не в каких-либо практиках и не в каких-либо эзотерических концепциях, а в БЕЗУПРЕЧНОСТИ, которую нужно НАМЕРЕВАТЬ.
Вадим, может поясните подробно что это значит? Что значит "намеревать безупречность"? Например, я серьезно намереваюсь быть безупречным. Но... бац, сорвался, забылся, ляпнул не то и т.д. В этот момент я вспоминаю, что собрался же быть безупречным. Опять намереваюсь... Но... бац, опять сорвался, забылся, ляпнул не то и т.д.
Так до каких пор мне намереваться? До какого победного? А наступит ли оно? Или я как-то не так намереваюсь?
Это хороший вопрос. Сложный, но хороший.
Неправильность проявляется уже с первых слов вашей формулировки. "Быть безупречным" - это постулат, предполагающий, что безупречность - это соответствие неким критериям, совпадение с образцом и т.д. Безупречность не есть соответствие, не есть соотнесение. Наооборот, пока мы сравниваем себя с неким образом себя, мы занимаемся чем угодно, но только не намереванием безупречности - мы намереваем (и дальше по списку): благопристойность, культурность, продвинутость, самоконтроль и т.д.
Однако, нельзя сказать и что безупречность есть некое "состояние", иначе мы начнём подгонять себя под образ этого состояния. Короче, проще сказать, чем безупречность не является. Попробую зайти с другого бока. Без-упречность (если мы копнём саму семантику слова)подразумевает "отсутствие упрёков". В каком случае отсутствуют упрёки.
Здесь возможны варианты:
1. Упрекнуть не за что.
Временное положение, так как остались критерии и есть тот, кто может сравнивать на предмет соответствия. Обязательно со временем появится расхождение и последует упрёк. Т.е. то, что вы описали. Упрёк от вас самого.
2. Некому упрекнуть и нет самих критериев, на основе которых проводится сравнение. Мы не можем взять и выкинуть все критерии, которые сформировали на протяжении жизни. Не можем мы и "избавиться" от самих себя. Мы можем только ослабить хватку того образа себя, который как бы связывает все критерии.
Мы можем спросить себя, если наши критерии образовались произвольно и обусловлены кучей разных факторов (от давления окружения до наших скоропалительных решений плюс куча разного всего), то так ли уж ВАЖНО им соответствовать. Если глубоко вчувствоваться (вникнуть) в этот вопрос, то ответ будет ... м-м, не стану конкретизировать. Просто, ответ будет.
Нужно лишить себя "священного Права" (оно же груз, оно же ответственность, оно же "плод с дерева знания, что есть добро и зло") ОЦЕНИВАТЬ самих себя. Кто мы такие, чтобы брать на себя ЭТО - решать, что хорошо, а что нет. (Стоит добавить, что предварительно нужно расстаться и с мыслью, что один человек может оценивать другого.)
Намеревайте постичь Реальность, как она есть до всяких человеческих оценочных операций. До всяких сравнений, оценок, суждений. Не заботьтесь о том, станете ли вы безупречным - концентрируйте усилия на открытии того, что ЕСТЬ.
В этом плане мне по весьма вкусу академичный стиль проповедей Гаутамы Шакьямуни.
Освободи свой ум от произвольно обусловленных концепций. Это самая короткая формула Полного Освобождения. Только нужно учесть, что первоначально она была сказана на санскрите, слова которого довольно ёмки. Поэтому нужно продумывать каждое слово формулы. Что значит "освободи"? Что значит "ум"? Что значит "произвольно обусловленных"?
То же само слово "ум" можно перевести и как "дух", и как "сердце", и как "сознание". "Освободи" тоже многозаначно. Начинающие буддисты пытаются силой воли подавлять внутренний диалог. Хотя под "освободи" понимается - сними с себя груз ноши, которая называется придание важности. Это же значение используется, когда говорится: "свобода от Эго", "свобода от известного" и пр.
И раз "ум" - это не просто интеллект, тогда и "концепции" - это не мысли и значения слов. Произвольно обусловленные концепции - это и критерии, и представления (о человеке, о мире, об обществе и пр.). Это вся наша личность. Нужно ли от неё избавляться? Нет! Можно ли поставить её на должное место по отношению к Реальности? Да! Уменьшите важность личности и это будет тоже самое, что "уничтожить фальшивую личность". Это будет то же самое, что "разбить зеркало саморефлексии".
Намеревать безупречность означает намеревать Безусловное Воспринимание того, что происходит.
Что делать, если осознал, что какое-то время не был Восприимчив, какое-то время был захвачен "концепцией"? Всё как в танце - оступился, танцуй дальше