Исследователь суфизма Питер Вилсон (Peter Lamborn Wilson) высказывает предположение, что гурджиевский "хитрый человек" это, возможно, персидский дервиш - рэнд (ринд).
Перевод (на скорую руку):
"В условиях угнетения дервиш становится ренди, то есть хитроумным. Ренд может пить вино под самым носом у блюстителей Закона и при этом избегать наказания. Ренд - тайный агент просветления, странная комбинация мистически настроенного монаха и озорного сюрреалиста. Возможно, именно здесь Гурджиев обнаружил концепцию "хитрого человека", который избегает обременительные пути религии и йоги, а проникает на небеса, так сказать, подобно взломщику. В фольклоре ренд превращается в комическую фигуру наподобие знаменитого Муллы Насреддина - внешне простака, но по сути мудреца".
Under conditions of overwhelming oppression the dervish becomes rendi, that is to say, clever. A rend can drink wine under the very nose of the Law and get away with it. The rend is a secret agent of self-illumination, a strange combination of mystic monk and prankish surrealist. Perhaps this is where Gurdjieff found his notion of the "clever one" who avoids onerous paths of religion and yoga, and slips into heaven like a burglar, so to speak. In folklore, the rend becomes a comic figure like the famous Mulla Nasroddin, outwardly a fool but in truth a sage.
Источник:
http://www.nthposition.com/iranorpersia.php О риндах:
http://www.sufism.spb.ru/forum/viewtopic.php?p=21465#21465