.
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=6393&t=6393
dervish
Тарикат Накшбанди - один из самых ортодоксальных, последователи обычно строго следуют исламу. Тем не менее, существует ответвление Накшбандийского тариката ("Золотая ветвь"), где ислам не считается обязательным (для западных последователей, видимо)
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=1461&t=1461
Мусульманин
Суфизм не существует вне Ислама. То, что сегодняшние молодые люди практикуют, под руководством лжешейхов, к каким, например, относится т.н. "шейх" Леонид, есть антиСуфизм. Ученые Ислама полагают, что деятельность секты "шейха" Леонида - очень опасна для людей. В этой связи, в ближайшее время богословами будет подготовлена Фетва относительно этой секты, наносящей ущерб Суфизму - сокровенного учения Создателя и тем, кто стремится к Истине.
dervish
Для информации:
В братстве Ниматуллахи - несколько десятков тысяч мусульман. Не дождался я ответа от шейха - все приходится самому.
Итак - были и есть старые реальные традиции. Под "реальной традицией" я понимаю традицию, несущую большой запас знаний о человеке и его природе, собранный многими людьми. В литературе встречаются "намеки" о существовании такой традиции на ближнем востоке, задолго до появления ислама.
Дальше пришел ислам - известно агрессивное отношение ислама к "неверным". Единственным вариантом для людей реальной традиции в условиях "религиозного диктата" было не переть против танка, а прикрытся исламом и продолжать жить спокойно и делать то что они и делали. Вероятнее всего так и было.
Если посмотреть на суфизм - то видно по суфийской литературе, что он несет цельный и вполне реальный подход. В то же время он несколько однобок и по классификации Гурджиева больше смахивает на "путь монаха". Один способ, один путь, реальный - этого не отнять. А традиция, предположительно имела намного больше таких путей. Говорить, что суфизм и есть та самая легендарная традиция - очевидная чушь. Вероятнее всего люди традиции приложили руку к созданию суфизма.
Так что размышления суфистов на тему что "хитрый человек" и "четвертый путь" Гурджиева вышли из суфизма - чепуха. Похоже что все было как и говорил Гурджиев - его группа искала и нашла ту самую старую традицию. И очень похоже что на ближнем востоке все таки. А то что люди этой традиции могли называть себя суфиями и формально быть мусульманями - вполне вероятнее всего что так и было. Но система Гурджиева как то очень уж показывает, что набор знаний имеет основание поглубже источник, чем суфизм. Но истоки и суфизма и системы Гурджиева наверно сходные - как то легко некоторые совмещают тарикат с системой Гурджиева.
По цитатам выше - видно, что сегодняшний суфизм - это неоднородное явление. У них там свои разборки. Кстати прежде чем суфистам копать в вопросе не от них ли произошла ли система Гурджиева - сначала не мешало бы им разобратся что есть сам суфизм. К чему они идут. Чем занимаются.
Если искать людей реальной традиции, плоховатая идея по моему их искать в суфийских орденах. Особенно если вспомнить поиски Беннета, которые искал традицию среди суфиев. Кстати суфии, которых он встречал, плевать хотели на то что он исповедовал христианство, а относились к нему с уважением как к искреннему и религиозному человеку. Какие то немусульманистые суфии встречались Беннету. Однако более глубокий слой Беннет не нашел, хотя порой натыкался на "руины" старой традиции. Реальных людей там уже не было, были люди, которые что то помнили, но не знали. Возможно были и есть люди реальной традиции, которые "прячутся" в суфизме, а есть просто суфии, идущие по пути монаха, их то и встречал Беннет. Хотя вообще то суфии по своим подходам, судя по их литературе, копают глубже христиан. В христианской традиции чаще встречается опыт мощных одиночек искателей, а у суфиев подход более цельный - но однако все ж таки мусульманский. Хотя можно наверно теоретически можно его приладить суфийские техники к христанству, кому интересно христианство. Для атеистов этот подход работать не будет.
И вера в бога и неверие - схожая шелуха, уводящая от сути.
Вот такая у меня получилась версия. Отстаивать её смысла не видно и остается надеятся на терпимость культурных людей к чужому мнению, отличающегося от их взглядов. Да и кроме того вопрос - пустяковый - это просто умственная расстановка фактов и представлений. А защищать как я расставил свою мебель мне лень, как и двигать её туда сюда.