Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
Что же делать? Нам сложно принять ответ, который «внутренний голос» давал толстовскому Ивану Ильичу в ответ на вопрос, зачем последний мучается и страдает: «А просто так». Чтобы жить и выжить, чтобы играть и выиграть, нам нужно знать правила игры; чем совершеннее и непротиворечивее кажутся правила, тем более совершенным представляется наше знание мира и тем более высокими – шансы на выживание. Ведь сложно жить без твердой опоры, в состоянии «невесомости», и мы эту опору постоянно ищем (хотя бы и инстинктивно).
Творить добро и не увеличивать в мире зла,
"чтобы жить и выжить, чтобы играть и выиграть" - вот оптимальные
правила игры для этого, потому что все мы находимся "в одной лодке", в одном и том же Океане, и в штиль и в шторм, и который существует
"а просто так".
Религия предлагает определенный свод представлений, набор достаточно четких и непротиворечивых «правил игры», но действует при этом, по словам фон Гарденберга (поэта Новалиса) «как опий: завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу».
Да,
"религия есть опиум народа", потому что вместо истинного она предлагает людям фальшивое. Взять хотя бы идею "первородного греха", о которой Вы говорите ниже...
И действительно: как любой анестетик имеет побочное действие, так и религия (формальная) имеет свои издержки – неотъемлемой частью религии является понятие о первородном грехе (либо некой карме), и нам приходится платить за обретенную в религии опору чувством вины, ведь человек с точки зрения религии изначально грешен и должен за это страдать. При этом вопрос о том, возможно ли человеку соблюдать все «правила игры» (заповеди), предписываемые религией, и как вообще этого достичь, фактически отходит на задний план.
И тут мы плавно подобрались к проблеме
справедливости (
по сабжу). Сначала зададимся вопросом: а что есть
справедливость (не говоря уже о Высшей Справедливости).
Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния... (из "Википедии")Вполне достаточно этого определения справедливости для рассмотрения "первородного греха". И тут возникают вопросы:
1) Справедливо ли наказывать всё человечество за грех первых людей (Адама и Евы)? - Нет.
2)
Справедлив Великодушен и Всепрощающ ли тот, кто отвечает на зло тем же? - Нет. Ведь в чём, по сути, заключён якобы справедливый принцип "каждому - по заслугам"? Только в очерёдности проступка: кто-то первый причинил зло, другой отвечает ему тем же. Чем он отличается от первого злодея? Только номером в очереди. Но у второго есть утешительное оправдание: мол, не я начал первым, я лишь ответил
тем же (sic!). В наличии имеются два зла: одно - просто зло, а другое - зло типа благородное и справедливое. С богом (формальным, религиозным) - та же история: хороших он отправляет в рай, плохих он отправляет в ад (интересно, учитывается ли при этом соразмерность проступка его мере наказания: в аду разные котлы для разных проступков?). Но ведь, как нас убеждают в тех же писаниях, Бог - есть Любовь, Бог Милостив, Он Всепрощающий, Он
Справедливый... И вот в этом месте как раз происходит несостыковка: как "с
праведливый" (как это описано мной выше) может при этом оставаться ещё и любящим, и всепрощающим... Налицо - явное расщепление противоречивого представления о формальном боге... Божок, зависящий от поступков или проступков своих творений, - не Бог. Вот вам и "опий для народа" и его же палочка-погонялочка (при помощи навязанного манипуляторами "комплекса вины")...
Переход к более эзотерическим формам религии вплоть до освобождения человека от его «греховности», от чувства вины фактически упраздняет саму религию; скорее всего она и не понадобится такому человеку более – ведь он нашел опору в другом.
Именно так. Пока человек находится в
формальной религии, ничего другого ему больше не светит, как только поклоняться идолу...
Формальная религия - самое большое заблуждение (
по сабжу) человечества.
Богиня справедливости