Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?  (Прочитано 13265 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #9 : 22 дХТаРЫп 2013, 16:34:35 »
СИЛА ИДЕЙ
 
Идеи, даже если они кажутся просто словами, имеют силу. Озарения многих великих мыслителей и писателей разных эпох помогают нам справиться со страхом смерти и придать смысл нашей жизни. В этой главе я поделюсь с вами идеями, которые оказались особенно полезны при работе с пациентами, страдающими приступами страха смерти.
 
ВЕЧНАЯ МУДРОСТЬ ЭПИКУРА
 
Как я уже говорил, мне очень близки идеи этого греческого философа, и я нахожу их исключительно полезными для целей психотерапии. Эпикур считал, что истинная цель философии — облегчать человеческие несчастья. Но в чем их корень? Эпикур не сомневался в ответе: это вездесущий страх смерти.
 
Эпикур повторяет, что пугающая мысль о неизбежной смерти проникает в нашу жизнь и омрачает все до единого удовольствия. Поскольку никакая деятельность не может удовлетворить нашу жажду вечной жизни, всякая деятельность, по сути, бессмысленна. Эпикур писал, что некоторые люди настолько ненавидят жизнь, что идут на самоубийство, тогда как другие развивают лихорадочную и бесцельную активность, единственный смысл которой — попытка скрыться от экзистенциальной реальности и от ожидающей нас всех судьбы. Эпикур объяснял бесконечный и не насыщающий поиск новых видов деятельности тем, что мы храним и периодически вызываем в памяти глубоко хранящиеся приятные воспоминания. Если бы мы научились снова и снова воскрешать их, не было бы нужды постоянно искать новых удовольствий, считал Эпикур.
 
Легенда гласит, что Эпикур последовал собственному совету и даже на смертном одре (он умер от осложнений после заболевания почек) сохранял спокойствие, несмотря на жуткую боль. Ему помогало воспоминание о приятных беседах в кругу друзей и учеников.
 
Гениальность Эпикура заключается в том, что он предвосхитил современный взгляд на бессознательное, отметив, что большинство людей не осознает страха смерти. Эпикур писал, что этот страх обычно проявляется совсем в другом: у кого-то — в чрезмерной набожности, у кого-то — во всепоглощающем накопительстве денег или слепом стремлении к почестям и власти. Все это представляет собой некий суррогат бессмертия.
 
Каким образом Эпикур пытался облегчить страх смерти? Он сформулировал ряд четких аргументов и предлагал своим ученикам заучивать их как таблицу умножения. Многие из этих аргументов активно обсуждались за прошедшие 23 века и до сих пор помогают людям  преодолеть страх смерти. В этой главе я расскажу вам о трех самых известных аргументах Эпикура, которые помогли преодолеть страх смерти лично мне и многим моим пациентам:
— смертность души;
— смерть есть ничто;
— аргумент симметрии.
 
Смертность души
 
Эпикур учил, что душа — смертна и исчезает вместе с телом. Это суждение диаметрально противоположно воззрениям Сократа, который незадолго до своей казни нашел утешение в идее бессмертия души и в ожидании вечной жизни в обществе единомышленников, разделяющих его стремление к мудрости. Позиция Сократа, подробно изложенная в диалоге Платона «Федон», была воспринята и сохранена неоплатониками, оказав значительное влияние на христианскую концепцию загробной жизни.
 
Эпикур яростно порицал современных ему религиозных лидеров, которые в попытке укрепить свою власть разжигали в своих последователях страх смерти. Они грозили наказаниями, которые ожидают после смерти тех людей, которые в земной жизни отказываются выполнять установленные ими правила и нормы. (В последующих веках страх смерти подогревался христианской иконографией, живописующей наказания, ждущие грешников в аду, например, сцены Страшного Суда, принадлежащие кисти Босха, мастера в изображении ужасов ада.)
 
Если мы — смертны, и душа не переживает тело, нам нечего бояться загробной жизни, настаивал Эпикур. Мы не будем ничего осознавать, не будем сожалеть о потерянной жизни, и нам не нужно бояться гнева богов. Эпикур не отрицал существования богов (что было бы попросту опасно, ибо менее ста лет назад Сократ был приговорен к смертной казни по обвинению вереей), однако утверждал, что боги не вмешиваются в человеческую жизнь и служат лишь эталонами спокойствия и блаженства, к которым все мы должны стремиться.
 
Смерть есть ничто
 
Рассматривая второй аргумент, Эпикур утверждает, что, поскольку душа смертна и рассеивается после нашей смерти, то смерть в конечном итоге есть ничто. То, что рассеялось, не может ощущаться, а все, что не ощущается, не имеет значения. Иными словами, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, не существуем мы. В таком случае, решает Эпикур, зачем бояться смерти, если мы не можем почувствовать ее?
 
Позиция Эпикура — решительный противовес афоризму Вуди Аллена: «Я не боюсь смерти, я просто не хочу быть там, куда она придет». Эпикур утверждает, что мы не можем знать, когда и куда она придет, потому что «Я» и смерть никоим образом не могут сосуществовать. Если мы мертвы, то не можем осознавать, что мертвы, а в таком случае бояться нечего.
 
Аргумент симметрии
 
Третий аргумент Эпикура гласит, что состояние небытия, в которое мы попадаем после смерти, — это то же самое состояние, в котором мы пребывали до рождения. Несмотря на то, что этот аргумент оспаривался многими философами, я считаю, что в нем содержится сила, способная утешить умирающих.
 
Среди многих, кто за долгие века повторял данное суждение Эпикура, прекраснее всех сделал это великий русский писатель Владимир Набоков. Эти строки открывают его автобиографический роман «Другие берега»:
 
Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, в которую летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час.
 
Лично я часто находил утешение в мысли, что два состояния небытия — до нашего рождения и после смерти — совершенно одинаковы, но мы, тем не менее, так боимся второй черной вечности и так мало думаем о первой...
 
Важные мысли по этому поводу высказал в своем письме один мой читатель:
 
Теперь я почти примирился с идеей забвения. Это единственный логический вывод. С раннего детства я думал, что после смерти человек возвращается в то состояние, в котором пребывал до рождения. Идеи загробной жизни казались мне очень сложными и плохо сочетались с простотой этого вывода. Я не мог успокоиться на мысли о загробной жизни: идея вечного существования, все равно — приятного или нет, для меня гораздо ужаснее, чем конечность бытия.
 
Обычно я знакомлю своих пациентов с идеями Эпикура в самом начале нашей работы. Я преследую две цели: подготовить пациента к идейной составляющей терапии и выразить мою готовность установить с ним глубокий контакт, т. е. дать ему понять, что я согласен проникнуть во внутренние убежища его страхов и владею способами сделать это путешествие не таким трудным.

Хотя некоторые пациенты считают идеи Эпикура несущественными и бесполезными, многие все же находят в них поддержку и утешение. Возможно, они начинают ощущать всеобщность своих страхов и видят, что и такие великие люди, как Эпикур мучились теми же проблемами.


(Ирвин Ялом "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти")


« Последнее редактирование: 22 дХТаРЫп 2013, 16:48:24 от гость-я »
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #8 : 20 дХТаРЫп 2013, 01:26:36 »
Иными словами, чем менее эффективно прожита жизнь, тем болезненнее страх смерти. Чем меньше вы совершили за свою жизнь, тем больше боитесь смерти. Ницше убедительно высказал эту мысль в двух коротких эпиграммах — «Проживи жизнь до конца» и «Умри вовремя!» Так сделал и Грек Зорба, сказав: «Не оставляй смерти ничего, кроме сожженного замка» (5). Сартр в своей автобиографии писал: «Я полегоньку близился к кончине, зная, что надежды и желания мне строго отмерены для заполнения моих книг, уверенный, что последний порыв моего сердца впишется в последний абзац последнего тома моих сочинений, что смерти достанется уже мертвец» (6).


(Ирвин Ялом "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти")
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #7 : 19 дХТаРЫп 2013, 22:33:29 »
Задолго до Толстого мыслители древности напоминали нам о взаимозависимости жизни и смерти. Стоики (например, Хрисипп, Зенон, Цицерон, Марк Аврелий) говорят о том, что научиться правильно жить — значит научиться правильно умирать, и наоборот: умение правильно умирать — это умение правильно жить. Цицерон писал, что философствовать — значит готовиться к смерти, а святой Августин отмечал, что душа человека рождается только перед лицом смерти. Многие средневековые монахи хранили в своих кельях человеческие черепа, чтобы сосредоточиваться на мысли о смерти и на том, чему она учит живущих. Монтень говорил, что окна кабинета писателя должны выходить на кладбище — это делает мысли отчетливее.

Вот таким образом великие учителя сквозь тьму веков напоминают нам о том, что, хотя физически смерть нас уничтожает, идея смерти дарует нам спасение.


(Ирвин Ялом "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти")
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

Солнышко

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 645
  • Reputation Power: 0
  • Солнышко has no influence.
  • ( Блондинка )
    • Просмотр профиля
Re: Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #6 : 12 РТУгбвР 2009, 11:29:59 »
Бог, Судьба, Смысл жизни, Мироздание, Жизнь, Смерть – что для вас значат эти понятия?  Наука или религия – в чем истина? Что скрывается за гранью материального мира? На многие извечные вопросы можно найти ответы в самом себе. Интуитивное восприятие и  логическое мышление вместе составляют полноценную систему познания. Информация к размышлению – здесь! www.slovomoe.ru

Бог - Податель Жизни
Судьба - Божий Замысел относительно Вселенной и конкретного человека
Смысл жизни - в самой жизни (чтобы жить, радоваться и самопроявляться)
Мироздание = "Здание Мира", Вселенная
Жизнь - знакомство человека с самим собой
Смерть - портал перехода из материального мира в духовный
Наука - доказательное описание материальной стороны Жизни
Религия - культ постижения Бога, человеческие представления о Боге
Истина - "Естина" = то, что Есть; Сущее

« Последнее редактирование: 12 РТУгбвР 2009, 11:34:00 от Солнышко »
Извините Солнышко, но Вы забанены и не можете принимать и отсылать личные сообщения на этом форуме.
Уровень сообщений не соответствует требованиям форума (Админ, гл. 2, стих 2)

az-azizza

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 230
  • Reputation Power: 0
  • az-azizza has no influence.
    • Просмотр профиля
Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #5 : 24 бХЭвпСап 2007, 08:25:57 »
Цитировать
Нет ничего за гранью материального мира.
8)
"Если тебе есть что сказать, то скажи это посредством кого-либо, дабы помочь себе услышать сказанное".

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #4 : 07 ШоЫп 2006, 17:51:44 »
Тема:Смысл жизни во внешнем или во внутреннем?
Конечно во внутреннем.

Что значит для меня:
Бог - верховная сущность
Судьба - причинно-следственная дребедень от рождения до смерти
Смысл жизни - игра в человека.
Мироздание - пространственно-временные рамки в которых существует мое "Я"
Жизнь - пребывание в мироздании
Смерть - окончание пребывания в мироздании моего "Я".

Наука или религия - в чем истина?
Компот или вино - в чем сахар...(пардон, сорвалось)
Конечно же в религии.

Что скрывается за гранью материального мира?
Нет ничего за гранью материального мира.

Вот. Ответил на все вопросы.
Этого хотели, уважаемый Мессия?
Стало легче?

cotton

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 5
  • Reputation Power: 0
  • cotton has no influence.
    • Просмотр профиля
Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #3 : 07 ШоЫп 2006, 15:05:20 »
слишком много , нелзя ли , наливать грамм по 100 ,  :roll:

boobies

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 4
  • Reputation Power: 0
  • boobies has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.zarplata.ru
Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #2 : 27 ЬРп 2005, 14:10:49 »
Классно смотрится ник и ранг автора топика:
Messia
Начинающий

Messia

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 2
  • Reputation Power: 0
  • Messia has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.slovomoe.ru
Смысл жизни - в тебе или во внешнем мире?
« Ответ #1 : 15 ЬРп 2005, 21:46:09 »
Бог, Судьба, Смысл жизни, Мироздание, Жизнь, Смерть – что для вас значат эти понятия?  Наука или религия – в чем истина? Что скрывается за гранью материального мира? На многие извечные вопросы можно найти ответы в самом себе. Интуитивное восприятие и  логическое мышление вместе составляют полноценную систему познания. Информация к размышлению – здесь! www.slovomoe.ru
Messia

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100