Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Вопросы про гностицизм  (Прочитано 25890 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #16 : 14 ФХЪРСап 2005, 11:39:49 »
Т.е. чисто эсхатологически, если Бог-Отец не схлопнул, то почему должны мы?  :?
--------------

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #15 : 14 ФХЪРСап 2005, 11:31:51 »
Продвигаясь к познанию гностицизма, не могу найти ответ на такой вопрос:
Для чего Бог-Отец допустил, чтобы частица Духа попала в человека?
Разве не проще было схлопнуть и уничтожить все это неуклюжее и гадкое тварение вместе с "Богом -Творцом (Яхве)"?
Если была такая идея.
--------------

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #14 : 14 ФХЪРСап 2005, 09:01:59 »
Очень хорошо. Перехожу на скоропись. Так как разговор пошел более живой и пявилися еще реальные и прагматические люди, а именно ариософ. Приветствую Вас.

Дорогой мухомор!
Прошу Вас обратить внимание на то, что написал участник обсуждения богомил, это цитата из Евангелие Истины, 29. Воистину достойный ответ, и мне вообще нечего больше добавить, разве что такие слова оттуда же в продолжение:
«Когда же просыпаются идущие через всё это, они ничего не видят - те, кто пребывали в самой сердцевине всех этих смут, ибо они - ничто. Таков путь отбросивших от себя неведение подобно сну, вовсе не ценивших ни его, ни дела его как земные вещи, но оставивших их позади подобно сну в ночи. Гнозис Отца ценят они как рассвет. Таков путь, совершённый каждым, подобно спящему в то время, когда он пребывал в неведении. И таков путь, которым он [пришёл к Знанию], как если бы он проснулся. Блажен же тот человек, который вернётся и пробудится. И благословен тот, кто открыл глаза слепого.»

Последним предложением передаю привет некоему человеку, коий имеет столько же терпения сколько любви и мудрости, как мне кажется, чтобы пособить и привести к тому, что говорится и не оказалось бы пустыми словами иначе мауна треснет по тыкве и больше некому тут разглагольствовать. Впрочем, Вы его не знаете, скорей всего, и это к делу не относится.
Итак.
 
Цитата: "мухомор"
Вы предполагаете, что "тварное" является трамплином для духа. То есть, Дух, соединенный с плотью, развивается в этом мире, приобретая какие-то особые свойства. И потом, после смерти, дух освобождается, торжествует и занимает положение в соответствии со своими заслугами в земной жизни, в соответствии с уровнем своего развития. Так?

Я не предполагаю, что Дух способен развиваться вообще. Дух уже совершенен. Читайте внимательно мой вопрос:
Цитата: "paramariba"
Можно ли вообще представить, что Дух может быть стеснен в плотностях?


Отсюда я предполагаю, что Дух способен организовывать окружающий мир и творить, в том числе и в плотностях любого уровня. Хоть камни точить, хоть стихи писать. И в этом смысле мне нравится творение, по вашему - Демиурга, т.к. он дает материал. И камни и рассветы с закатами и сопли для любви, и страдания. Только не нужно перекладывать ответственность. Есть две одинаковых по сути ловушки - искать виноватого или благодетеля. Дай, Боженька, то или это, а не даешь – сука Демиург, корень зла вселенского! Вот кто виноват! Замуровали демоны! (с)

Кто-то сказал: «у Бога нет других рук, кроме Ваших»… Аплодирую стоя.
Это про трамплин для Духа.

Читайте Фому. Там говорится, что отдавайте каждому свое – в этом я не вижу никаких противоречий. А можете не отдавать, будте готовы отвечать за последствия, как взрослый. А не как детский ребенок.

А что после смерти – об этом я не говорил, не знаю, что после смерти. Это другая тема. Кто умер, тот не возвращался и не докладывал. Даже если просто рассуждать, то в соответствии с заслугами земной жизни занимает положение по принципу, который высказал Христос: последние будут первыми. Об этом мне еще нужно рассуждать.
 
Поэтому свой вопрос считаю Вами неотвеченый.
Цитата: "paramariba"
Что значит Алинино "той силы... той власти, которая у меня была"? Как можно помыслить силу и власть вне материи?


Разверну. То есть сила – это конкретно к веществу и материальному телу, даже так называемая сила Духа. Иначе абсурд, читайте физику, раздел «механика». Ну, а  власть можно еще помыслить для удержания топасических и раджастческих порывов души, равно как  и саттвических восторгов и равновесий.

Цитата: "мухомор"
Но противоположная точка зрения (гностиков и Алины) не менее убедительна. Дух уже был совершенен, Демиург заманивает его в этот мир обманным путём, чтобы загрязнить, испортить, привязать его здесь (некоторые гностики признавали реинкарнацию).
Сами посудите, что полезного можно вынести из этого мира? Профессиональные навыки, знания, "мудрость этого мира", и многое другое, больше нигде не может пригодиться, кроме как здесь. Какая в этом польза для духа?


Давайте не будем спорить там, где мы близки. Я согласен с первым утверждением, Дух совершенен. Но насчет хитрого Демиурга, тут несогласен. Трудно себе представить тупого, неведающего хитреца – это раз. Два – «мудрость этого мира» - это осмысление и выполнение Замысла. Замысел же в двух словах таков. Самотворчество и самораскрытие. Щас бы написал подробнее про Замысел, но это будет отдельный великий мой труд. Опят в двух словах: как наверху, так и внизу. Вся эта история с выделением Абсолютом из Себя, по вашему Демиурга. Затем, выделение из себя Демиургом Человека, коий имеет в себе все возможности, ибо несет в себе от Абсолюта Дух, и соответственно Работа Человека, которую за него никто не сделает, наталкивает на открытие закона подобия – универсального закона. Познавайте Зло. В этом есть познание Истины. Но тут нужно расписывать долго, к тому же этот вывод не мой, его я некогда прочитал от другого человека, но до конца еще не усвоил.

Цитата: "мухомор"
Вы считаете, что жизнь в этом мире усовершенствует дух, а гностики считают, что она его портит.

Довольно странно Вы сами себе противоречите. Как можно испортить то, что изначально совершенно?
 
Цитата: "мухомор"
Цитата: "paramariba"
В общем, разве тут вопрос ущербного Творца? Разве не вопрос несовершенства человеческого естества при всех позитивных перспективных данных?


А кто создал "несовершенное человеческое естество"? По изделию можно судить о мастерстве ремесленника. В чём Вы видите "позитивные перспективные данные"?


Правильно Вы меня поймали на неточности формулировки. Выкручивюсь. Вот, если у Вас есть один фломастер, то Вы можете им разрисовать всё. Кроме самого этого фломастера. В некотором смысле, фломастер несовершенен. Но если у вас есть два фломастера, то Вы вообще все сможете разрисовать. Правильно?
Совершенство Бога проявляется даже в Его несовершенстве. Это вопрос непростой и требует философского размышления и выхода за привычные рамки. Так, например в сферы Дао. Антропоморфный подход к совершенству не катит.

Позитивные перспективные данные я вижу в способности человека постигать свою природу и идти к своему исполнению, а не к уничтожению условий среды, в которой он (надо же, какая досада!) так неожиданно несовершенен. В творчестве, самотворчестве и т.п.


Цитата: "мухомор"
Цитата: "paramariba"
То есть, я бы хотел еще раз задать этот вопрос? Для собственного осмысления.
В чем конкретно видят гностики несовершенство мира?
В чем мир сущностно враждебен Человеку?
В чем это выражается бытийно?


Попробую ответить образно.
Я где-то читал хадис, который звучит примерно так:
"Возблагодарите Аллаха! Вы пьёте чистую воду, а ведь вместо неё мог быть гной и нечистоты."

С какой стати Архонт требует поклоняться ему? Он заключил дух в несовершенное тело, которое требует воды и пищи, и мы должны его за это благодарить?

Это то же самое, как если бы наркодилер призывал клиентов оказывать ему почести:
"Вы покупаете у меня чистейший героин. Если бы не я, то вы бы кололись всякой дрянью!"
При том, что он сам "подсадил" их на наркоту.


Думаю, есть разница в поклонении и благодарности. Смысл, который сотоит за благодарностью за возможность выбирать, там где она есть. Есть ноги? Спасибо Аллаху, можно ими воспользоваться и идти пить воду вместо гноя. Что же, разве на свете один только гной? Вот, если бы был только один гной, равно как и только одна вода, тогда бы хватили лиху. Это было бы в полном смысле зло.

Отдельная тема про то, где выбора нет. Или про то, что выбор в том. чтобы отдать свою волю. Сначала её нужно иметь, конечно. Но тут я умолкну пока. Даже если об этом и писать, то нужно сначала оформить то, что есть во внутреннем понимании, убедившись, что внутреннее понимание есть. А некоторые вещи, мне кажется, нужно принимать на веру. Так и идет же, от веры к знанию, от веры к знанию и т.д.

Вот такая фраза: высшее исполнение человека невозможно только его собственными усилиями - это факт. Это может быть только даровано.
Рассуждая в бытовом смысле, дарить приятнее тому, кто бывает благодарен. Буке надовольному дарить не хочется, охота его треснуть чем-нибудь. Хотя благодарность - это лишь мгновение. Не совсем для меня тут все понятно еще.

Например про предопределенность. Она безусловно есть. :)
В частности и об этом Ваше следующее зазмышление.

Цитата: "мухомор"
Есть ещё одно важное отличие между монотеизмом основных религий и гностицизмом.

1. Монотеист считает, что в мире всё идёт по плану, всё правильно, у всего есть цель и смысл. А если происходят какие-то отклонения и проблемы, то только по вине самого человека. В итоге Бог всё исправит и воздаст каждому по его заслугам.

2. Гностик в этом не уверен. Вполне возможно, что мы попали не в лучший мир. Может быть, произошла какая-то глобальная катастрофа, и вся человеческая история не имеет значения, это только небольшой эпизод всеобщего разрушения. Кому интересна жизнь муравьёв на острове посреди океана, который уйдёт под воду после очередного землетрясения? И кому интересен Бог муравейника?

Мировоззрение N1 очень ограниченно и негибко, мировоззрение N2 гораздо шире. Так как я не люблю искусственных ограничений, то я выбираю N2.

Кроме того, вариант N1 не нравится мне ещё и потому, что он часто используется властями (светскими и религиозными) для оболванивания и подчинения остальных людей. Власти навязывают им своё понимание "правильного поведения, одобряемого Богом", после чего используют бедолаг в своих интересах.

Длинный пассаж. Отвечу на него позже, так как сейчас все силы почти иссякли пока. И нужно еще подумать вообще.
Благодарю Вас, дорогой мухомор! Очень интересно.

Уважаемый ариософ! Читаю Ваш концептуальный андерграунд ( в смысле базу), а так же Апокалипсис Адама и Три стелы Сифа, напряженно размышляю.
--------------

ариософ

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 18
  • Reputation Power: 0
  • ариософ has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.navi.inc.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #13 : 13 ФХЪРСап 2005, 20:52:50 »
Собственно, главная характеристика гностика - оппозиция демиургу, богу-тирану. Естественно, возникает проблема "индивидуальной реальности" и "космической реальности", "гемармена" - жёсткой майи.
Хотел бы отметить именно этот аспект, поскольку опять начинаются сопли про софию и любовь.
Гнозис далеко не обязательно связан с христианской традицией. Точнее бы сказать, что это скорее исторический анекдот. Отличный пример - сетиане. Посмотрите Апокалипсис Адама и Три стелы Сифа. Вообще упор на умеренных гностиков типа Валентина или Василида совершенно неоправдан и их влияние на гностическое движение преувеличено христианскими критиками, кои тех же офитов либо каинитов описывать просто побаивались, тем более дисткутировать.
Бога -Творца (Яхве) нужно уничтожить хотя бы для себя. Иначе не прорваться.

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #12 : 13 ФХЪРСап 2005, 15:26:48 »
Цитата: "paramariba"
Разве ограниченность тварного не является трамплином и мерилом для торжества того, что по праву должно обладать свободой?...
Что значит Алинино "той силы... той власти, которая у меня была"? Как можно помыслить силу и власть вне материи? Т.е. только в терминах Духа?


Вы предполагаете, что "тварное" является трамплином для духа. То есть, Дух, соединенный с плотью, развивается в этом мире, приобретая какие-то особые свойства. И потом, после смерти, дух освобождается, торжествует и занимает положение в соответствии со своими заслугами в земной жизни, в соответствии с уровнем своего развития. Так?

Но противоположная точка зрения (гностиков и Алины) не менее убедительна. Дух уже был совершенен, Демиург заманивает его в этот мир обманным путём, чтобы загрязнить, испортить, привязать его здесь (некоторые гностики признавали реинкарнацию).
Сами посудите, что полезного можно вынести из этого мира? Профессиональные навыки, знания, "мудрость этого мира", и многое другое, больше нигде не может пригодиться, кроме как здесь. Какая в этом польза для духа?

Вы считаете, что жизнь в этом мире усовершенствует дух, а гностики считают, что она его портит.

Цитата: "paramariba"
В общем, разве тут вопрос ущербного Творца? Разве не вопрос несовершенства человеческого естества при всех позитивных перспективных данных?


А кто создал "несовершенное человеческое естество"? По изделию можно судить о мастерстве ремесленника. В чём Вы видите "позитивные перспективные данные"?

Цитата: "paramariba"
То есть, я бы хотел еще раз задать этот вопрос? Для собственного осмысления.
В чем конкретно видят гностики несовершенство мира?
В чем мир сущностно враждебен Человеку?
В чем это выражается бытийно?


Попробую ответить образно.
Я где-то читал хадис, который звучит примерно так:
"Возблагодарите Аллаха! Вы пьёте чистую воду, а ведь вместо неё мог быть гной и нечистоты."

С какой стати Архонт требует поклоняться ему? Он заключил дух в несовершенное тело, которое требует воды и пищи, и мы должны его за это благодарить?

Это то же самое, как если бы наркодилер призывал клиентов оказывать ему почести:
"Вы покупаете у меня чистейший героин. Если бы не я, то вы бы кололись всякой дрянью!"
При том, что он сам "подсадил" их на наркоту.

Есть ещё одно важное отличие между монотеизмом основных религий и гностицизмом.

1. Монотеист считает, что в мире всё идёт по плану, всё правильно, у всего есть цель и смысл. А если происходят какие-то отклонения и проблемы, то только по вине самого человека. В итоге Бог всё исправит и воздаст каждому по его заслугам.

2. Гностик в этом не уверен. Вполне возможно, что мы попали не в лучший мир. Может быть, произошла какая-то глобальная катастрофа, и вся человеческая история не имеет значения, это только небольшой эпизод всеобщего разрушения. Кому интересна жизнь муравьёв на острове посреди океана, который уйдёт под воду после очередного землетрясения? И кому интересен Бог муравейника?

Мировоззрение N1 очень ограниченно и негибко, мировоззрение N2 гораздо шире. Так как я не люблю искусственных ограничений, то я выбираю N2.

Кроме того, вариант N1 не нравится мне ещё и потому, что он часто используется властями (светскими и религиозными) для оболванивания и подчинения остальных людей. Власти навязывают им своё понимание "правильного поведения, одобряемого Богом", после чего используют бедолаг в своих интересах.

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #11 : 13 ФХЪРСап 2005, 04:05:39 »
Спасибо за разъяснения, уважаемый богомил.
Согласен, что нужно быть осторожным в обсуждении религий. Особенно когда находишься в сугубо ортодоксальной среде. Как мне кажется, этот форум к такой категории не относится. Если был по невежеству с Вами некорректен, прошу меня извинить. Ошибки бывают, когда не знаешь, но очень хочешь узнать :) Интерес к гностицизму возник на почве внутренней симпатии.

И, коль скоро, разговор таки коснулся вопроса о сотворении человека, то позволю себе озвучить такую версию. Скажу, что никогда не встречал ничего красивее, чем это.

«И потому в «Книге Любви», Китаб-и Махаббат, Амр ибн Усман Макки писал, что Бог создал души на семь тысяч лет раньше тел и хранил их в состоянии приближенности к Себе. Духов же Он создал на семь тысяч лет раньше душ и хранил их в состоянии близости.
Сердца же создал еще на семь тысяч лет раньше, чем духов, и сохранял их в состоянии единения.
И Он являл сердцам Свою красоту триста шестьдесят раз на дню и даровал им триста шестьдесят милостивых взоров. И Он побуждал дух услышать слово Любви и проявлял триста шестьдесят благорасположений глубине души.
И так случилось, что когда Бог явил им Вселенную, которую Он сотворил, они не увидели в ней ничего более достойного, чем они сами, и преисполнились гордости и тщеславия.
Тогда Бог устроил им испытание: Он заключил сердце в дух, дух – в душу, а душу вложил в тело. Затем Он подмешал к ним ум, и каждый из них начал искать свое изначальное состояние. Тело преклонилось в молитве, душа достигла Любви, дух обрел близость Божью, а сердце упокоилось в единении с Ним.»

Ирвинг Качмар «Повелитель Джиннов»
Издательство "София", ИД "Гелиос", 2001; стр. 265-266
--------------

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #10 : 13 ФХЪРСап 2005, 03:26:45 »
Ключевым для понимания Демиурга словом свляется именно

СТРАДАНИЕ

Что до череды Пророков, то эта идея присуща не только Исламу.
Впрочем, не совсем корректно обсуждать ее в гостях у Суфиев.

Апокриф Иоанна - очень сложный и скверно переведенный текст
(и с греческого на коптский, и с коптского на русский). Кроме того, гностическое отношение к Писаниям несколько иное, чем, например, у протестантов. Все эти тексты составляют гармонию, отражающую несколько центральных идей - а ГНОЗИС у каждого свой.
Benedicite, parcite nobis!

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #9 : 13 ФХЪРСап 2005, 02:49:03 »
Цитировать
...он решает сотворить человека по образу своему и по подобию Отца..

Ой. простите мне такую ошибку. По образу Отца и по своему подобию, конечно.

Да, и Цитата в конце предыдущего поста из "Апокрифа Иоанна"
--------------

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #8 : 13 ФХЪРСап 2005, 02:31:05 »
Спасибо, уважаемый богомил. Надеюсь, что правильно вас понял.  

К вопросу о единобожии. Теперь, после некоторых чтений, становится более менее понятен вопрос мухомора о статусе ветхо-заветного Бога иудеев Яхве.
В своей статье Вы говорите, что некорректно считать ветхо-заветных пророков первыми, кто высказал идею монотеизма. Далее, акцент смещается с понятия первенства. Но как тогда быть с Ноем, которого о потопе наставило «величие света Пронойи» (согласно Апокрифу Иоанна)? И следует ли понимать, что Моисей сорок лет водил народ Израиля по пустыне лишь для того, чтобы в поколении утвердился только один из многих существующих в то время племенных богов? Нетрудно догадаться, какой может быть следующий вопрос. Если не ошибаюсь, у мусульман Адам считается первым Пророком, а Мухаммед – последним.

И еще, отвеченно. Как-то не хочется верить в невежество Творца материальной Вселенной и Человека, даже если принять, пока только на веру, гностическую точку зрения по этому вопросу :)
То есть, если бы была возможность дать некое свободное, может быть даже поэтическое толкование гностическому мифу о сотворении человека архонтом, то можно нарисовать такую картину. Принявший сначала себя по ошибке за единственного Бога, Демиург, услышав глас истинного Владыки и увидев на воде вид образа, был потрясен, отброшен в уныние, страдание и осмысление. Имея силу от своей матери, имея внутри частицу Духа и получив некое прозрение, он решает сотворить человека по образу своему и по подобию Отца для того, чтобы познать себя во всей своей «красе»: во зле, в непостоянстве, в неведении, в нечистоте, но и в свей принадлежности к Духу.

«…Самоуверенный же взял силу от своей матери. Ибо он был незнающим, ведь он полагал, что нет никого другого, если только
30 не одна мать его. Когда же он увидел множество ангелов, созданных им, он возвысил себя над ними. А мать, когда узнала покров тьмы, что не был он совершенным, она поняла,
35 что ее сотоварищ не был согласен с нею. Она
14. раскаялась в обильных слезах. И вся Плерома слушала молитву ее покаяния, и они восхвалили ради нее незримый девственный
5 Дух. Святой Дух излил на нее от их всей Плеромы. Ибо ее сотоварищ не пришел к ней, но он пришел к ней (тогда) через Плерому, дабы исправить ее изъян. И она не была взята
10 в собственный эон, но на небо ее сына, чтобы она могла быть в девятом до тех пор, пока не исправит своего изъяна. И глас низошел с неба - эона возвышенного: "Человек существует, и
15 сын Человека". Протоархонт Иалтабаоф услышал (это) и подумал, что глас нисходит от его матери, и не узнал, откуда он низошел. И обучил их Метропатор
20 святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ незримого, который есть Отец всего, от которого все вещи стали существовать, первый Человек, ибо он открыл свой вид в человеческой форме.
25 Весь эон протоархонта задрожал, и основания ада двинулись. И в водах, которые на веществе, нижняя сторона осветилась через [явление] его образа,
30 который открылся. И когда все власти и протоархонт взглянули, они увидели всю часть нижней стороны, которая была освещена, и благодаря свету они увидели на воде вид образа.
15. И он (Иалдабаоф) сказал властям, которые были с ним: "Пойдем, создадим человека по образу Бога и по нашему подобию, дабы его образ мог стать светом для нас".
5 И они создали общими силами по знакам, которые были даны им. И каждая из властей внесла (дала) знак в вид образа, увиденного в своей душе. Он (Иалдабаоф) создал сущность,
10 по подобию первого Человека, совершенного. И они сказали: "Назовем же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света".»
--------------

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #7 : 12 ФХЪРСап 2005, 22:13:47 »
Поскольку были страх и смущение, и непостоянство, и двоедушие, и разделение, было много суетности, действовавшей в них  и пустых безумств, как будто они погружаются в сон и находят себя в тревожных снах, или в месте, в которое они убегают, или, бессильные, они идут, преследуя других, или они в нанесении ударов, или они сами получают удары, или они упали с высоты, или они поднимаются по воздуху, не имея крыльев. Иногда ещё, если некие убивают их, нет даже преследующего их, или они умерщвляют своих ближних, ибо они осквернены их кровью. Но тогда, когда они просыпаются, те, кто проходит через всё это, oни не видят ничего, те, кто был во всех этих тревогах, ибо это было ничто.

Евангелие Истины, 29.
Benedicite, parcite nobis!

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #6 : 11 ФХЪРСап 2005, 23:43:19 »
Насчет буддистов и каббалистов-гностиков понятно, скорректировано.

Дорогой мухомор, тут оппозиции никакой нет, фактически ей не на чем базироваться. Тут попытка собрать разрозненные понятия в более-менее четкую картину, скорректировать и скоординировать это все. Естественно, вопрос не простой и требует времени, равно как и уравновешенного подхода. Так что эта Ваша задержка весьма кстати.
--------------

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #5 : 11 ФХЪРСап 2005, 13:39:01 »
Цитата: "paramariba"
Доктрина происхождения зла в лурианской и саббатианской Каббале и в буддийском “Трактате о Пробуждении веры в Махаяну". Там есть про каббалистов-гностиков.


Давайте определимся, кого можно считать гностиками. Я предлагаю использовать определение, которое дал Дмитрий Алексеев в своей статье:

    Христианско-гностическая парадигма. При всём своём многообразии письменные памятники гностического христианства обладают рядом общих мировоззренческих признаков. Речь идёт, прежде всего, о теологической концепции, радикально отличающей взгляды авторов этих писаний от ортодоксального вероучения. Характеризуя эту концепцию, Ганс Йонас писал, что Бог является абсолютно надмирным, Его природа чужда этой вселенной, которая не создана и не управляема Им и которой Он полностью противопоставлен: божественное царство света, самодостаточное и отдалённое - это мир, противопоставленный царству тьмы. Космос представляет собой творение низших сил, которые, хотя и могут опосредованно происходить от Него, в действительности не знают истинного Бога и препятствуют познанию Его в космосе, которым они управляют. Происхождение этих низших сил, архонтов, и в общем весь порядок бытия вне Бога, включая космос как таковой, - основная тема гностической спекуляции… Трансцендентный Бог сокрыт во всех этих созданиях и непознаваем в естественных представлениях. Познание Его требует сверхъестественного откровения и воображения, и даже после этого Его может быть тяжело выразить иначе, как в отрицательных терминах. Будучи Духом, Этот Бог рождает духовные существа. Именно поэтому Он Отец не только Своего Сына, но также и всех тех людей, которые обитают в материальном мире, но при этом рождены свыше, от Духа. Он, одновременно, - трансцендентный Абсолют и совершенная, благая Личность. Он не является источником зла, и именно поэтому Он не творит и не может творить материального мира. Он чужд творению, и, соответственно, не несёт за него ответственности.[/list]

    С этой точки зрения каббалистов и буддистов нельзя называть гностиками.

    Чтобы ответить на остальные вопросы, мне надо будет какое-то время подумать. Я сейчас к сожалению очень занят, вернусь в эту тему примерно через неделю.

    paramariba

    • Аскет
    • *****
    • Сообщений: 586
    • Reputation Power: 0
    • paramariba has no influence.
      • Просмотр профиля
    Вопросы про гностицизм
    « Ответ #4 : 10 ФХЪРСап 2005, 21:26:04 »
    То есть, я бы хотел еще раз задать этот вопрос? Для собственного осмысления.
    В чем конкретно видят гностики несовершенство мира?
    В чем мир сущностно враждебен Человеку?
    В чем это выражается бытийно?

    Вот, сказано у Фомы:
    104. Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне!
    Чем не решение проблеммы?

    У меня на подходе еще вопрос, касающийся единобожия и теодицеи. Пока не оформилось.

    P.S. Еще, может быть Вам будет интересна такая ссылка: http://www.absolutology.org.ru/torchinov_1.htm
    Доктрина происхождения зла в лурианской и саббатианской Каббале и в буддийском “Трактате о Пробуждении веры в Махаяну". Там есть про каббалистов-гностиков. :)
    Кто-то сказал, что ссылаться на буддиста в вопросе о теодицеи - неслыханная крутизна. Действительно, немного странно. :D
    --------------

    paramariba

    • Аскет
    • *****
    • Сообщений: 586
    • Reputation Power: 0
    • paramariba has no influence.
      • Просмотр профиля
    Вопросы про гностицизм
    « Ответ #3 : 10 ФХЪРСап 2005, 19:45:33 »
    Большое спасибо за ответ, уважаемый мухомор!
    Все же, думаю, будет верно, что теория ущербности тварного мира у гностиков вряд ли могла серьезно опираться на субъективные и интуитивные чувства отдельных личностей. Даже если признать, что подобные ощущения есть у многих, то еще нужно разобраться об их генезе. То есть то, что на первый взгляд может показаться бунтом частицы Духа в человеке,  стремящейся к своему истинному естеству, на деле может являться недовольством именно тварной, плотской его части, неудовлетворенной материальными оковами этого неоднозначного и этически нейтрального  всего.

    Что значит Алинино "той силы... той власти, которая у меня была"? Как можно помыслить силу и власть вне материи? Т.е. только в терминах Духа? Можно ли вообще представить, что Дух может быть стеснен в плотностях?
    Или к как, например, иначе можно себе представить идеальную картину, в которой нет противоречий?
    Разве ограниченность тварного не является трамплином и мерилом для торжества того, что по праву должно обладать свободой?

    В общем, разве тут вопрос ущербного Творца? Разве не вопрос несовершенства человеческого естества при всех позитивных перспективных данных?
    --------------

    мухомор

    • Энтузиаст
    • ****
    • Сообщений: 238
    • Reputation Power: 0
    • мухомор has no influence.
      • Просмотр профиля
      • http://kenoma.chat.ru
    Re: Вопросы про гностицизм
    « Ответ #2 : 10 ФХЪРСап 2005, 12:16:46 »
    Цитата: "paramariba"
    я склоняю голову перед интеллектуальным уровнем уважаемых собеседников богомил и мухомор.


    :D :D :D  Я сейчас зазнаюсь.

    Цитата: "paramariba"
    Конкретно меня интересует, в чем видят гностики несовершенство мира?


    Так ведь это интуитивно ясно любому, кто честно и непредвзято смотрит на вещи. Он не только несовершенен, но и сущностно враждебен Человеку. Там в интервью хорошо сказано:

    Цитировать
    Он заставляет, принуждает меня, родиться в этом мире, в котором мы находимся сейчас, в теле человека, практически беспомощного, - в том плане, что он лишает меня, конечно же, той власти, которая у меня была, и той силы, которая у меня была...

    Мое мировоззрение сводится к тому, что насилие со стороны «природы» или «бога» необходимо устранить. Мое мировоззрение сводится к тому, что если решаю я, то ничего не должно быть вообще.

    А то, что в человеческой мифологии дьявол является разрушителем планов бога... Я думаю, что вся человеческая мифология - это набор вранья и ловушек, которые предлагаются человеку, чтобы его запутать и лишить понимания абсолютных, простых, истинных вещей. Я думаю, что дьявол - это выдумка, такая декоративная помеха... Если бог есть, - если допустить, что он точно есть, - то дьявол является, скорее, его частью, а не тем пугалом, страшилкой для обывателя, которым его рисуют. Я утверждаю, что мир абсолютно однороден, его энергия абсолютна однородна, его цель одна и никаких противоречий и противоборств в этом мире, помимо как со мной, не наблюдается.


    По-моему, всё очень чётко и ясно сформулировано.

    P.S. Я не являюсь почитателем её творчества. Понятно, чего она добивается; но способ реализации неудачен, на мой взгляд.

    Tags:
     

    Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
    Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

    Rambler's Top100 Rambler's Top100