Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Тема недели: Современность как насущная проблема  (Прочитано 15088 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Цитата: "Сафин"
Цитировать
Принцип Традиции "время, место, люди" подразумевает тот факт, что у каждого времени есть свои особенности.
...
У каждого времени свои особенности, свои бедствия и задачи.
...


Еще раз пишу: нет никакого общего "времени". Такое "время" - проекция ума.


Есть такое понятие, как историческая эпоха, например. У каждой исторической эпохи свои особенности. Личное время каждого отдельного человека может отличаться, но все равно его жизнь зависит от особенностей эпохи. Так, большинство жителей планеты в 1940-х гг. оказались затронуты влиянием войны в той или иной степени. Это была одна из особенностей того времени. Сейчас другое время, у которого могут быть свои особенности.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
человеческая история относительно меня или Вас - все таки вполне реальна, причем она делится на эпохи, которые можно выделить по определенному признаку.

Вот-вот, так и происходит падение во всё большие иллюзии, а потом некоторым приходится очищать их слой за слоем как луковицу, чтобы добраться до сердцевины.

Сначала Вы придали реальность человеческой истории. А Вы слышали о многочисленных попытках представить ее совсем по-другому? Мы думаем что прошлое неизменно, но оно как мираж способно меняться в зависимости от того кто на него смотрит и как. А если на него не смотреть - его вообще нет. Или вот пример: авторство работ Шекспира.
После того как Вы придали реальность чел. истории Вы начинаете придавать реальность тем градациям, которые Вы используете и называете их эпохами и т.п. Далее Вы придаете эпохам их собственные "духовные задачи". Что дальше?

Мер-Рех

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 152
  • Reputation Power: 0
  • Мер-Рех has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "Сафин"
Еще раз пишу: нет никакого общего "времени". Такое "время" - проекция ума. ...

Но ведь описание любого процесса меняется от выбора начала координат.

Учитывая сравнительную массу Солнца и Земли уместнее считать что Земля вращается вокруг Солнца. Однако, геоцентрическая система тоже неплохо предсказывала положение небесных светил. Ведь Солнце в той же мере вращается вокруг Земли, если принять за начало координат "неподвижную" Землю.

Возможно, эоны - действительно иллюзия мирового сознания, а ощущение времени - свойство индивидуального сознания. Но ведь относительно себя самого (или любого другого человека, с которым я общаюсь) вполне можно сказать: это было год назад... это было сто лет назад... Поэтому трудно не заметить, что человеческая история относительно меня или Вас - все таки вполне реальна, причем она делится на эпохи, которые можно выделить по определенному признаку.

По-моему, нельзя всегда брать за начало отсчета Абсолют.

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Принцип Традиции "время, место, люди" подразумевает тот факт, что у каждого времени есть свои особенности.
...
У каждого времени свои особенности, свои бедствия и задачи.
...


Еще раз пишу: нет никакого общего "времени". Такое "время" - проекция ума. Поясняю. Вы, как и каждый человек, воспринимаете свою жизнь как текущую во времени, в личном времени. Вы видите других людей и по аналогии с собой знаете что они воспринимают время таким же образом. Но далее Вы делаете некое мысленное обобщение: мол, есть некое общее для всех время в котором мы все живем и вот вы начинаете измышлять задачи якобы могущие вставать перед этим умозрительным временем. Это все деятельность Вашего ума и ничего более, которая совпадает с деятельностью ума некоторых других аналогично мыслящих людей, написавших книги по Традиции и т.п. Кто знает, что они подразумевают под этим словом. В мире столько людей, всегда можно найти такого который мыслит похоже и разделить с ним его восприятие мира. А потом когда таких людей наберется побольше - навязать его другим людям. Пример: мировые религии. Особенно яркая в этом отношении: христианство. Впрочем, я немного отклонился от темы...

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Принцип Традиции "время, место, люди" подразумевает тот факт,  что у каждого времени есть свои особенности. Эти особенности обычно скрыты от большинства людей: "...человек не знает своего времени" (Экклезиаст).

У каждого времени свои особенности, свои бедствия и задачи. Но никогда еще настоящее так значительно не отличалось от прошлого. Как мне кажется, в нашу эпоху, именно потому что она заметно отличается от предыдущих, особенности времени становятся более наглядными и ощутимыми.

Иногда говорят о бараке (духовной энергии) места.  Я думаю, что существует и барака времени - и важно не закрываться от нее; она приходит к тем, кто понимает свое время, материализует его дух и решает задачи данной эпохи.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать

"Духовная задача нашего времени состоит в том, чтобы ...


Ну, а в прежние времена разве такие задачи не стояли? А чем будут отличаться задачи в будущем? Акцент тут надо ставить не на том, что это НАШЕ время такое исключительное, а на том что все мы можем что-то делать только в настоящем, пока живем, поэтому и задачи - "НАШЕГО времени".

А вообще я не представляю как можно говорить с таким апломбом: "Духовная задача нашего времени... " Как один маленький человечек может говорить за ВСЁ наше время, что он подразумевает под этим? У каждого из 6,5 миллиардов людей свое собственное личное время, которое ими проживается и планируется  в меру их возможностей. Кто дал ему право объединить эти частные времена в некую непонятную никому абстракцию "НАШЕ время"?! Эти 6,5 млрд. человек действуют что ли как одно целое, как одна духовная группа?!
В общем, всё это просто красивые слова которые нужны для воодушевления некоторых, но смысл которых совершенно туманен...

Мер-Рех

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 152
  • Reputation Power: 0
  • Мер-Рех has no influence.
    • Просмотр профиля
Ну что можно к этому добавить? Приятно, что таких людей все больше. :-)

Очень хочется верить: люди успеют духовно измениться до момента совершения фатальной ошибки.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Духовная задача нашего времени

"Духовная задача нашего времени состоит в том, чтобы осознать наше священное человеческое начало; осознать, что нет места конфликту между естественным и сверхъестественным, между ограниченным и беспредельным, между временем и вечностью, между практичностью и мистицизмом, между социальной справедливостью и созерцательностью, между сексуальностью и духовностью, между исполнением человеческого предназначения и духовной самореализацией, между самым человеческим и самым священным".

Из интервью с шейхом тариката Мевлеви в США Кабиром Хелмински.

(Интервью опубликовано во 2-ом номере журнала "Суфий").
http://www.sufism.ru/forum/posting.php?mode=editpost&p=22395
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Как можно было "не туда повернуть", если мы никуда не сворачивали?


А ведь хороший вопросец...  :shock:  Коан.

Типа такого "как же можно жить так, как я живу?" Или: "Почему же я стенаю, когда нет причин для стенаний?"

 :)

моська

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 695
  • Reputation Power: 0
  • моська has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Современность как насущная проблема
« Ответ #5 : 14 ЬРавР 2006, 09:33:33 »
Цитата: "психоаналитик"
В чем здесь замысел Творца?


Кажется, Вы сами ответили на этот вопрос)

Цитата: "психоаналитик"
Если добавить к этому стремительное возрастание ритма жизни и общее усложнение всей системы общества, требующее от человека адекватной гибкости, то картина становится еще более удручающей.


Усложнение требует от человека гибкости. Мир становится таким, что опереться на него становится все сложнее. Кроме того, это усложнение подталкивает человека к более тесному взаимодействию с другими людьми.

Картина, которую Вы нарисовали, говорит сама за себя: люди умирают не от холода и голода, не из-за столкновений с представителями дикой природой. Вымирают или оказываются оторванными от жизни те, кто не может приспособиться к стремительно меняющемуся миру, в котором стираются границы не только между государствами, но и между миром и человеком. Вынуждая человека теснее взаимодействовать с другими, цивилизация стирает и границы личной определенности.

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Современность как насущная проблема
« Ответ #4 : 13 ЬРавР 2006, 23:59:20 »
Цитата: "Мер-Рех"
Даже здесь, в России, по сравнению с какой-нибудь Францией 15 века, живем как в раю. Все-таки человеческая жизнь постепенно становится легче и комфортнее


В этом-то и проблема: жизнь становится слишком безопасной и комфортной, что приводит к недостаточному задействованию инстинкта самосохранения. Этот инстинкт в итоге проявляет себя патологическим образом - через общую невротизацию психики, через рост тревожности и депрессивности. Смерть в результате самоубийства вышла уже на третье место после рака и инфаркта, чего не было никогда в истории.

Если добавить к этому стремительное возрастание ритма жизни и общее усложнение всей системы общества, требующее от человека адекватной гибкости, то картина становится еще более удручающей.

В чем здесь замысел Творца? На этот вопрос я ответа не знаю. Но, думаю, мы сможем найти выход и из этого кризиса.

Мер-Рех

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 152
  • Reputation Power: 0
  • Мер-Рех has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Современность как насущная проблема
« Ответ #3 : 13 ЬРавР 2006, 19:19:23 »
Мне тоже кажется, что бывали времена и похуже. В средние века завоевателями поголовно уничтожались целые народы. Большинство людей работали от зари до зари, но жили под вечной угрозой голодной смерти или неизлечимой болезни. А их собственное правительство больше напоминало беспощадную банду мародеров. Даже здесь, в России, по сравнению с какой-нибудь Францией 15 века, живем как в раю. Все-таки человеческая жизнь постепенно становится легче и комфортнее, грех жаловаться.

А если кто-то растерял свои "идеалы" в джунглях общества потребления, так ведь никто насильно на заставлял его бездельничать, курить траву, слушать группу "Руки вверх" или собирать крышки чтобы выиграть роликовые коньки... Мир всегда ловил человеков на крючок, только наживки были разные.

Конечно, есть в наличии и уникальная проблема современности - оружие массового уничтожения. Зато, впервые за всю человеческую историю убивая ближнего человек реально, а не "метафизически", убивает самого себя.

Возможно, хотя бы оружие массового уничтожения сделает нас добрее?

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Никогда еще современность не представала перед человеком в качестве самостоятельной и серьезной проблемы.


А в чем проблема то? Что есть в современности такого проблемного чего не было раньше? Предложите, а я попробую опровергнуть.
Прям как у Эпиктета: сначала создадим себе пугало, а потом ищем способ как жить со своим страхом перед ним.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Никогда еще современность не представала перед человеком в качестве самостоятельной и серьезной проблемы.

Когда-то основным вопросом философии полагали проблему отношении материи и сознания. Вопрос о смысле современности кажется сегодня более актуальным, и он затрагивает не только философию, но и все области духовной жизни, как и наше повседневное существование.  

Ранее эпохи, сменявшие друг друга, отличались лишь более или менее поверхностными особенностями и, пожалуй, степенью жестокости. И в случае особой бесчеловечности завоевателей или правителя  возникало ощущение небывалости и скорого конца света. Но по сути одна эпоха была похожа на другую, а значительные изменения были редки и немногочисленны. Время обладало протяженностью, и, казалось, будет длиться бесконечно.

Та эпоха, в которую живем мы, значительно отличается от предыдущих. Изменения, происходящие в нашем мире, носят  более сущностной характер. Мир меняется, причем, меняется все быстрее - время как бы сворачивается в спираль.

Любой мыслящий человек встает перед вопросом, как относиться к новой эпохе. Этот же вопрос особенно остро стоит перед теми, чья жизнь связана с Традицией, то есть с учениями, которые возникли много веков назад.

Характерным примером отношения к  современности является позиция многих традиционалистов. Современность предстает своего рода болезнью, отклонением от нормального хода событий, результатом страшного заблуждения и грехопадения, которое вывело человечество на ложный, гибельный путь.

Но как же мы оказались в столь плачевной ситуации? Ответа на этот вопрос нет. Может быть, дело в неправильном использовании Божьего дара - свободы воли? Этим можно было бы объяснить какое-то случайное отклонение, но происходящее в современном мире никак нельзя отнести к случайности. Наша эпоха предстает результатом неизбежных импульсов, которые были заложены в человека Природой.

Как можно было "не туда повернуть", если мы никуда не сворачивали?

Мы живем в обществе, которое возникло благодаря усилиям многих поколений, у которых была одна цель - хорошая жизнь. Больше ничего. Абсолютно базовая и сущностная потребность выразила себя в цивилизации. Здесь нет ни греха, ни добродетели - только лишь врожденная, и в какой-то степени реализованная, потребность выжить и процветать.

Цитировать

Миф о грехопадении Адама это попытка объяснить, почему и каким образом человечество выбрало "неверную дорогу". В традиционно-религиозном толковании этой истории мы встречаемся с целым рядом неясных мест. Почему грех Адама должен был испортить жизнь всем людям? Разве не Бог сотворил Адама непослушным? Если дело в свободе выбора, откуда ей было взяться у наивной парочки в Раю? Короче говоря, куда смотрел Создатель?

В суфизме концепция немного другая: то, что называют грехопадением, это часть Божьего замысла.

"Господь, в чьей власти было оградить Иосифа от свершения скверного поступка, мог не позволить Адаму вкусить от дерева. Но, поскольку мир должен был наполниться смятением, несчастьями и печалью, то что оставалось делать?".

"Не думай, что Адам был изгнан из рая за то, что вкусил пшеницы. Бог сам хотел вывести его оттуда. Он не нарушил никаких заповедей. Заповеди Бога не были осквернены. Завтра Бог примет в Рай тысячи тысяч людей, которые совершили великие грехи. Разве стал бы он изгонять Адама из рая за один мелкий проступок?"

Ахмад Самани. «Раух ал-арвах»

Была необходимость в том, чтоюы Адам вышел из своего полуживотного состояния, вкусил с древа познания, стал "как боги", пользуясь выражением Библии.

Адам, согласно Корану, - наместник Бога, он меняет и полирует мир, чтобы тот стал зеркалом Реальности.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=27810#27810

Следует задать себе вопрос: каким же образом наше естественное и неизбежное развитие от простой жизни к сверхсложной цивилизации может идти против общего Замысла? Ведь эта тенденция была заложена в нас, в нашу сущностную природу с самого начала.

Считать, что нынешнее положение дел это исключительно  зло, богопротивное и мерзкое дело, это отрицать Замысел. Мы оказываемся тогда в богооставленном мире, существование в котором, с религиозной точки зрения, лишено смысла. И нам остается только вздыхать о потерянном рае прошлых дней: раньше наука была - настоящая, эзотерические тайны - таинственными, а святые - просто светились.

Но вдруг мир не лишен смысла и все (или многое) идет "по плану"? Тогда нам нужно не только оглядываться назад на героическое прошлое, но и искать признаки осуществляемого Замысла в современности, здесь и сейчас.    

* * *

Связанные темы:
Экспериментальная теология
Динамика культуры
Глобализация: новое название для старого процесса
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100