Никогда еще современность не представала перед человеком в качестве самостоятельной и серьезной проблемы.
Когда-то основным вопросом философии полагали проблему отношении материи и сознания. Вопрос о смысле современности кажется сегодня более актуальным, и он затрагивает не только философию, но и все области духовной жизни, как и наше повседневное существование.
Ранее эпохи, сменявшие друг друга, отличались лишь более или менее поверхностными особенностями и, пожалуй, степенью жестокости. И в случае особой бесчеловечности завоевателей или правителя возникало ощущение небывалости и скорого конца света. Но по сути одна эпоха была похожа на другую, а значительные изменения были редки и немногочисленны. Время обладало протяженностью, и, казалось, будет длиться бесконечно.
Та эпоха, в которую живем мы, значительно отличается от предыдущих. Изменения, происходящие в нашем мире, носят более сущностной характер. Мир меняется, причем, меняется все быстрее - время как бы сворачивается в спираль.
Любой мыслящий человек встает перед вопросом, как относиться к новой эпохе. Этот же вопрос особенно остро стоит перед теми, чья жизнь связана с Традицией, то есть с учениями, которые возникли много веков назад.
Характерным примером отношения к современности является позиция многих традиционалистов. Современность предстает своего рода болезнью, отклонением от нормального хода событий, результатом страшного заблуждения и грехопадения, которое вывело человечество на ложный, гибельный путь.
Но как же мы оказались в столь плачевной ситуации? Ответа на этот вопрос нет. Может быть, дело в неправильном использовании Божьего дара - свободы воли? Этим можно было бы объяснить какое-то случайное отклонение, но происходящее в современном мире никак нельзя отнести к случайности. Наша эпоха предстает результатом неизбежных импульсов, которые были заложены в человека Природой.
Как можно было "не туда повернуть", если мы никуда не сворачивали? Мы живем в обществе, которое возникло благодаря усилиям многих поколений, у которых была одна цель - хорошая жизнь. Больше ничего. Абсолютно базовая и сущностная потребность выразила себя в цивилизации. Здесь нет ни греха, ни добродетели - только лишь врожденная, и в какой-то степени реализованная, потребность выжить и процветать.
Миф о грехопадении Адама это попытка объяснить, почему и каким образом человечество выбрало "неверную дорогу". В традиционно-религиозном толковании этой истории мы встречаемся с целым рядом неясных мест. Почему грех Адама должен был испортить жизнь всем людям? Разве не Бог сотворил Адама непослушным? Если дело в свободе выбора, откуда ей было взяться у наивной парочки в Раю? Короче говоря, куда смотрел Создатель?
В суфизме концепция немного другая: то, что называют грехопадением, это часть Божьего замысла.
"Господь, в чьей власти было оградить Иосифа от свершения скверного поступка, мог не позволить Адаму вкусить от дерева. Но, поскольку мир должен был наполниться смятением, несчастьями и печалью, то что оставалось делать?".
"Не думай, что Адам был изгнан из рая за то, что вкусил пшеницы. Бог сам хотел вывести его оттуда. Он не нарушил никаких заповедей. Заповеди Бога не были осквернены. Завтра Бог примет в Рай тысячи тысяч людей, которые совершили великие грехи. Разве стал бы он изгонять Адама из рая за один мелкий проступок?"
Ахмад Самани. «Раух ал-арвах»
Была необходимость в том, чтоюы Адам вышел из своего полуживотного состояния, вкусил с древа познания, стал "как боги", пользуясь выражением Библии.
Адам, согласно Корану, - наместник Бога, он меняет и полирует мир, чтобы тот стал зеркалом Реальности.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=27810#27810
Следует задать себе вопрос: каким же образом наше естественное и неизбежное развитие от простой жизни к сверхсложной цивилизации может идти против общего Замысла? Ведь эта тенденция была заложена в нас, в нашу сущностную природу с самого начала.
Считать, что нынешнее положение дел это исключительно зло, богопротивное и мерзкое дело, это отрицать Замысел. Мы оказываемся тогда в богооставленном мире, существование в котором, с религиозной точки зрения, лишено смысла. И нам остается только вздыхать о потерянном рае прошлых дней: раньше наука была - настоящая, эзотерические тайны - таинственными, а святые - просто светились.
Но вдруг мир не лишен смысла и все (или многое) идет "по плану"? Тогда нам нужно не только оглядываться назад на героическое прошлое, но и искать признаки осуществляемого Замысла в современности, здесь и сейчас.
* * *
Связанные темы:
Экспериментальная теология Динамика культуры Глобализация: новое название для старого процесса