А можем ли мы не играть?
Вы правильно заметили, что игра предполагает наиболее полное вовлечение нашего нафса (эго, ЧСВ в частности). Но так ли это плохо? Давайте посмотрим.
Давно известно, что те рутинные процессы, которые не скрашены какими-то элементами игры, представляются трудными, требующими больших усилий. И человек предпринимает эти усилия, только если они связаны с понятиями долга или крайней необходимости. Как только эта связь слабеет, прекращаются даже попытки - "человек слаб".
Поэтому большинство Школ (от традиционных до ультрасовременных) используют элементы игры, когда стоит задача не просто вложить в головы нужную информацию, а дать возможность продвинуться в сущностном понимании, т.е. приобрести бытийный опыт в специально созданных для этого условиях - всякого рода мистерии или, как сейчас это принято называть, тренинги.
И идея здесь очень проста: чтобы нафс не мешал процессу сложных и часто болезненных изменений, ему дается на откуп понятная и забавная игрушка, которая будет способствовать движению в нужном направлении.
Конечно, не все так просто: такая игра может помочь только подвести человека к определенной черте, где он должен будет совершенно сознательно принимать решение. Но все делается для того, чтобы дать возможность подойти к этому решению в максимальной готовности – без страха и уныния.
Что же происходит после преодоления очередного рубежа? Как правило, человек возвращается на исходные позиции, но уже на другом уровне – на следующем витке спирали. Значит ли это, что игра ему больше не нужна?..
:arrow: Все сказанное относится к игре, как мистерии. Понятно, что если называть игрой обычное притворство или лицемерие, то тут и обсуждать нечего.