Вакт.
Буквальное значение слова “вакт” – время, час, событие или отдельный случай. Пророк ислама возгласил: “Я провожу время с Богом, в котором не имеет доли ни один архангел…” Вакт – специальный суфийский термин, обозначающий сошествие в сердце божественного наития или восторга, который в данный момент изымает суфия из временного потока, текущего из прошлого в будущее.
Суфий стремится быть преисполненным Богом в каждый миг и потому рассматривает текущий момент как величайшую драгоценность. В результате, его сознанием не владеет ни прошлое, ни будущее; его сердце наслаждается поминанием Бога. Позволить себе привязаться к будущему или прошлому, – полагает суфий, – значит изменить своей сосредоточенности на истине и отойти от вакта. Поэтому Абу Саид Харраз советовал: “Не занимайте свое драгоценное время ничем, кроме ценнейшей из вещей, а вещь, наиболее ценная для преданного, – это то внимание, которое помещает его между прошлым и будущим”. Само собою разумеется, что наиболее драгоценная собственность суфия – это поминание Реальности, поминание Возлюбленного.
Распустились алые розы, соловьи
опьянены.
Отовсюду восторженные вскрики…
О суфий, преданный непреходящему
“сейчас”!
Согласно Худжвири, у мистиков в действительности два времени: одно сопутствует состоянию потери (факд), другое – обретению (ваджд); одно – месту единения, другое – отделенности. И там и здесь суфий сокрушен, ибо и его единение, и отъединенность исходят от Господа, вне хотения или стяжания со стороны преданного, в противном случае его нельзя было бы назвать преданным.
Вакт имеет различные оттенки значений:
Вакт как заман – то есть то, что вмещает в себя время мистических состояний, ниспосылаемых от Бога и овладевающих сердцем. Суфии различают два вида таких вместилищ:
– постоянное вместилище, которое называют местом;
– подвижное вместилище, которое называют временем.
Если воображаемое событие вызвано реальным, действительным событием, последнее – по отношению к первому – называют временем. Например, если кто-то говорит: “Первого числа я нанесу тебе визит”, то этот визит пока только воображаемый: человек может быть придет, а может быть и нет. Однако “первое число” – это реальное событие, поскольку оно обязательно наступит. Таким образом, “первое число” реально по отношению к “визиту первого числа”.
Прежде чем вакт истечет, его следует должным образом отведать. Для этого необходимо соблюсти три условия:
– сохранение вакта: суфий должен оберегать вакт от навязчивого вмешательства своего эго. Более того, во время вакта не следует помышлять о вакте;
– закон вакта: суфию не следует позволять быть стесненным, гордиться или потакать себе в самолюбовании;
– сокрытие вакта: в течение вакта мистическое состояние суфия следует скрывать от других.
Для суфия время, которое проведено с отсутствием “я”, свободное от эго-сознания, рассматривается как обретение и польза, тогда как время, проведенное в вовлеченности в “я”, рассматривается как пустая трата и потеря.
Худжвири пишет: “Ни один человек не может достигнуть реальности вакта путем собственных усилий, поскольку вакт – это нечто, что не принадлежит сфере человеческих достижений. Мастера говорили: время – секущий меч, ведь суть меча – сеча, а вакт отсекает корни будущего и прошлого”.
Состояние (хал) есть то, что нисходит на момент (вакт), который оно украшает так же, как дух украшает тело. Вакт имеет нужду в хал, ибо вакт украшается хал и таким образом обретает истинное существование. Когда обладатель вакта вступает в обладание хал, он, будучи более устойчивым в своем духовном развитии, уже не подвержен изменениям. Когда он имеет вакт без хал, он может утратить вакт; когда же к нему присоединяется хал, вся его духовная жизнь преображается в вакт и в то, что не подлежит утрате. Точно так же, как сначала вакт снизошел на него, пока он пребывал в забывчивости (гхефлат), теперь он пребывает в вакте и его навещает хал. Дело в том, что владеющий вактом может стать забывчивым, но для владеющего хал это невозможно”.
Худжвири далее приводит тонкое замечание Абу Али Даккака, касающееся реальности вакта: “Этот мир и следующий, счастье и несчастье, любое время и любое место – все это вакт. Хал же – другое дело, поскольку он представляет собой наитие, нисходящее от Бога к преданному, и изгоняет все это из сердца”.
Хал, таким образом, это свойство мастеров, а вакт – ступень ученика. Последний, в основном пребывая с самим собой, время от времени обретает восторг в вакте, первый же, охваченный хал, в основном пребывает с Богом.
Вакт как специальный суфийский термин иногда указывает на внезапное раскрытие завесы мистического состояния, которое захватывает суфия и лишает его обычного сознания. Определяемый таким образом вакт имеет некоторое отношение к дыханию (нафас) – другому термину, используемому суфиями. Эту связь Эззод-дин Махмуд Кашани описывает так: “Дыхание указывает на предельное постоянство созерцательного состояния, сохранение которого поддерживает сердце адепта в любви точно так же, как поддержание плоти зависит от милости непрестанного вдыхания и выдыхания. Если бы физическое сердце хотя бы на час было отъединено от животворящего воздействия дыхания, высокая температура тела привела бы к перегреву сердца. Точно так же если бы естество сердца истомленного любовника хотя бы на мгновение лишилось лицезрения Возлюбленной, пламя его страстного желания испепелило бы его”.
Суфий действительно "дитя момента"; он, как ребенок, хватается за полу плаща своего родителя – Времени, и живет спонтанно, рассматривая текущее мгновение как высшую ценность.
“Время человека – перламутровая раковина в океане его груди. Завтра эти раковины, может статься, будут выброшены на берег Воскресения и разбиты вдребезги” (Халладж).
“Пока не научишься смиряться с теми моментами, которые кажутся напрасными, – не узнаешь реальности времени” (Баба Тахир).
Отрывки из книги Дж.Нурбахша "Духовная нищета в суфизме".