Хотелось бы отметить несколько моментов.
1. Гурджиев определял три "базовых" пути - но это не значит что эти пути открыты для каждого. Теоретически - да, но на практике сложно себе представить человека №3 идущего путем монаха или факира или человека №1 идущего путем йогина. То есть в реальности у каждого вариантов немного (выбора почти нет).
2. школы 4 пути по Гурджиеву существуют для определенной цели:
«Четвёртый путь невозможен без какой-то работы определённого значения, без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и существует. Когда эта работа окончена, т.е. поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, т.е. исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме. Школы четвёртого пути существуют для нужд работы, вторая проводится в связи с такого рода начинаниями, и никогда не существуют сами по себе, как школы для целей воспитания и обучения».
.......
«Но какой бы ни была главная цель работы, школы продолжают существовать лишь до тех пор, пока эта работа продолжается. Когда она закончена, школы закрываются. Люди, которые начали работу, покидают сцену; а те, кто научились от них всему, чему можно научиться, и способны теперь самостоятельно продолжать путь, начинают в той или иной форме личную работу».
«Но иногда случается так, что, когда закрывается школа, остаётся много людей, находившихся около работы, наблюдавших внешний её аспект и воспринявших всю работу в этом внешнем аспекте».
«Не сомневаясь ни в самих себе, ни в правильности своих выводов и своего понимания, они решают продолжать работу. Для этого они создают новые школы, учат людей тому, чему научились сами и дают им те обещания, которые когда-то получили. Естественно, всё это остаётся только внешним подражанием. Однако, оглядываясь на историю, мы почти неспособны распознать, где кончается подлинная работа и где начинается подражание. Собственно говоря, почти всё, что мы знаем о разнообразных оккультных, масонских и алхимических школах, относится к такому подражанию. Мы практически ничего не знаем о подлинных школах, за исключением результатов их работы; да и это возможно лишь тогда, когда мы способны отличить результаты настоящей работы от подражания и видимости»
3.
И во-вторых, и для меня это пожалуй сейчас наиболее важно - Четвертый путь в отличие от прочих не требует и более того невозможен при выходе из условий своей обычной жизни. Остальные три требуют радикального изменения условий жизни и это создает необходимые условия возможности пути. В Четвертом пути все наоборот - обычная жизнь человека точно отражает его самого, его бытие, и поскольку путь строится на понимании, то условия обычной жизни оказываются идеальными для Четвертого пути, и он их активно использует. Именно поэтому Четвертый путь, с одной стороны, считается путем для тех, кому не подходят первые три (для тех, кто не может по тем или иным причинам оставить свою обычную жизнь), а с другой - наиболее трудным и наиболее эффективным...
Почему же он тогда наиболее труден?