vah,
да.
Слово-то какое! - прямо: не указывает, не раскрывает, а - являет понимание.
Спасибо. - Потому что до этой нашей с Вами встречи, до общения в этой ветке, я особо и не задумывался, что такое понимание. А, благодаря этому нашему общению, которое побудило меня к рассуждению, и появился теперь у меня (а, возможно - у нас) еще одна частичка упорядоченности в мышлении и знании. Спасибо.
Это - по части логики...
Хотя, помню: в побудительном импульсе к рассуждению, испытанном мною, было чувство соревновательности. А соревновательность в межличностном общении - из той же категории, как "на бесптичье и задница - соловей" (с чем себя и поздравляю
).
Ибо, в общении, имеешь дело с силой и системой, "которая больше тебя есть". И гораздо уместнее для части испытывать чувство взаимодополнения, комплиментарности по отношению к целому. Соревновательность использовать: в лучшем случае - глупо, в худшем - саморазрушительно. И это тоже - логика, только - здравая.
vah,
Целью суфизма, как обучающей системы, является – понимание человека человеком.
А это выражение - метафора, и в такой форме его восприятия я с этим утверждением ВАХа согласен.
Ведь, как рождается метафора?
Произошло какое-то "движение" в сердце, а оно, сердце, своего языка не имеет. И приходится разуму что-то более-менее подходящее среди слов подыскать, и сформулировать - чтобы хоть как-то обозначить, явить это "движение" сердца. И такие слова - лишь вынужденная форма.
А что в содержании этой метафоры?
Сердце, пришедшее в движение, жаждет, взыскует чего-то Человеческого - того, что мы, опять-таки, приблизительно, обозначаем как любовь, дружба, доброта... понимание. И человек, желая обрести это, с надеждой обращен к суфизму. И, в этом смысле, то, что "понимание между людьми - цель суфизма" - сущая правда, и я с этим утверждением полностью согласен.
(Все сказанное - одно из множества возможных толкований этой метафоры, и не является попыткой, претензией на правильное истолкование ВАХа.)
И вот, таким образом - пристально вглядываясь в метафору, мы подходим к очень важным открытиям.
Мираб Мамардашвили в своей работе "Эстетика мышления" утверждает, что истинное добро не может существовать в виде желания добра, в виде стремления к добру. У истинного добра есть только один шанс явить себя - в виде поступка. Только после того, как сделан поступок, станет понятным, случился ли факт явления добра. Идругих видов его существования, проявления в нашем бытии, повторяю, нет: ни в виде стремления, ни в виде "предрасположенности" - никаким образом заведомо, априори, добрам быть невозможно.
И теперь, опираясь на это замечательное открытие, становится понятным, что все Человеческое (любовь, дружба, добро...) в своем истинном виде может явить себя только в поступке, в деянии, и то - только в какой-то очень малой части, вроде мизерного золотого самородка в тонне пустой породы.
И такой взгляд подтверждается тем фактом нашего знания, что даже очевидно хорошее деяние - относительно: положительная оценка поступка может измениться либо при расширении контекста его рассмотрения, либо с течением времени и появлением новых обстоятельств.
И мы приходим к тому, что Человеческое, имеющее очень малые шансы явить себя в поступке, абсолютно, принципиально невыразимо в языке, в речи, в общении.
Чтобы четче это увидеть, обратимся к крайности, и вспомним, что предательство (тоже, к сожалению, человеческое) в речи являет себя в виде заверений верности.
Любые наши слова о Человеческом - это метафоры. И если добрый поступок порождается хоть некоторой долей истинной доброты, то слова, высказывания о доброте - порождаются ее, этой доброты, противоположностью, и в форме метафоры (потому, что говорить о Человеческом никаким другим образом, кроме метафоры, невозможно).
Либо - молчать и действовать, - и тогда есть шанс явить толику истинного, либо - не удержавшись, заговорить о вечно ценном, явив его противоположность.
Когда звучит заверение: "Я всегда готов тебе помочь!" - это метафора дружбы, содержанием которой является сообщение: "Твои проблемы всегда меньше моих возможностей". А, менее "махровая" метафора дружбы будет выглядеть, вроде: "Я могу помочь тебе?" Но, и такая, бледная версия метафоры - лишь гигиеническая салфетка, которая, с одной стороны, прикрывает, а с другой - указывает на нежелание иметь с тобой дело, иначе именно дело и было бы явлено, а не слова.
И, когда ты читаешь в письме, что "порядочность у некоторых в крови" - это тоже метафора порядочности, содержанием которой является инструкция: "порадуйся за "некоторых" и поплачь о себе..."
Какая же польза в таких открытиях? - Польза в том, что (помимо всего прочего), появляется ориентир, возможность самодиагностики.
Да, мы - живые люди, и возможность речи удовлетворяет одну из основных наших потребностей - потребность в общении. Но, если я не сдержался, и заговорил о Человеческом, "являя" его не делом, а словами - нужно искать в себе ту грязь, которая стала материалом для создания словесной формы чистоты - метафоры чистоты.
И в нас есть знание этого - именно потому мы испытываем неловкость, и даже стыд, после того, как признались кому-нибудь в "искренней любви и дружбе": совесть "автоматически" срабатывает, зная, что протянутый румяный каравай сооружен из глины.
И как тут не потерять "веру во все человечество"?
Опустив рассуждения, каким образом это нужно и крайне полезно для мира, для жизни, сошлюсь на собственный опыт.
Пережив предательство самого лучшего своего друга, я и сегодня, и сейчас понимаю, что самое лучшее во мне - благодаря ему и через него. И именно таким образом мир подарил мне единственный и уникальный шанс прикоснуться к истинной сущности, явленной мне через моего друга: способность понимать и ценить источник всего лучшего во мне, независимо от того, как этот источник ко мне относится - дает лекарство или ограничивается диагнозом, ценит или брезгует.
Так что, если кто-нибудь вам "прямо" заявляет: "Я - твой друг!" - не спешите отчаиваться... Возможно, за этим раскрывается перспектива самых глубоких постижений!