Целью суфизма, как обучающей системы, является – понимание человека человеком.
Одной из целью эгоцентризма человека, обременённого пытливым живым интеллектом, может быть и понимание мира, в том числе и понимание человека человеком, для более полного глубокого, разнообразного удовлетворения других желаний (развлечения, комфорта, вознаграждения, внимания). В процессе обучения пониманию человека человеком, возникает ситуация, когда прочие желания отходят на второй план и когда человек начинает понимать, что пороки (грешное поведение) выступают в качестве препятствующих факторов на его пути.
И человеку приходится отказываться от пороков. И следование добродетелям помогает человеку на пути понимания. И сами добродетели являются способствующие пониманию инструментами, а не только религиозными социальными ценностями.
Но добродетели, используемые в суфизме, как инструменты, в отличии от добродетелей пропагандируемых в религиозных и социальных системах, более выверенные, сбалансированные, более утончённые в своём практическом применении, более адекватные и взвешенные.
Интересно, в процессе обучения пониманию есть ли такая точка, когда человек понимания может ощущать, осознавать себя удовлетворённым своим уровнем понимания?
Или это бег за точкой на горизонте? (бег за морковкой).
Или это – чем дальше в лес, тем больше дров?
Или чем больше я узнаю, тем меньше я знаю?
Или многие знания преумножают скорбь? (и насколько это верно)
Или это верно, только при не соблюдении определённых суфиских правил по «технике безопасности»? и если это так, то каких правил?