вначале ученик сознательно (мне кажется некоторая подготовленность у ученика обязана быть: если ученик магометанин- знание основ Корана, христианин- Библии и т.д.) выбирает учителя (вместе с учением), а уж затем- беспрекословно следует его наставлениям (то есть учится).
Наверное, так и должно быть, но как тогда объяснить историю про Моисея? Он ведь был пророком: ему было открыто многое, что недоступно обычным людям. Но он не мог найти, у кого он мог бы учиться; и он не смог беспрекословно следовать за Хидром (Коран, сура "Пещера"). И Иисус перед смертью вроде бы тоже, если верить Новому завету, усомнился в том, что Бог его не оставил. Вряд ли найдется много людей, превосходящих Моисея и Иисуса:-) Наверное, поэтому и говорят, что на свете нет учеников :-)
"Источник советов и всего сущего" - может быть и действительно, один, только проистекают из него вещи порой совсем уж противоположные, и чему тогда следовать? в какую сторону податься? :-)
Из самой приведенной цитаты следует, что речь не идет об освобождении от всего и вся, Линь Цзи говорит о людях, которые приходят к нему учиться Дао, но при этом "зависимы от вещей". Т.е. у них есть свои представления о Будде, патриархах и прочем, которые мешают постижению Дао. Так что ли?
Может быть, здесь может присутствовать и некая психологическая составляющая? Ведь люди перенимают образ мыслей и действий у тех, кто являлся или является авторитетом для них: происходит то, что называется у психологов "импринтинг" ("отпечатывание"). Так индивидуум копит и носит в себе множество разных личностей - точнее, их интерпретаций. Человек состоит из разных людей, они отражаются один в другом, как кривое зеркало - в другом зеркале, эти отражения интерпретируют друг друга, и вряд ли можно самому отделить истинное от ложного в таком коктейле. Чтобы освободиться от них, надо их выследить, опознать и уничтожить. Уничтожить то, что является ценным, важным, авторитетным.
Будда ведь тоже говорил нечто вроде этого, призывая все проверять на собственном опыте: "Не верьте ни единому слову только потому, что это сказал вам Будда". То есть, речь могла идти не только о
представлениях, которые обычно являются достаточно поверхностными конструкциями, но и о более укорененных в человеке вещах, более базовых - например, о
системе ценностей?