1) Заложено или не заложено - Вельзевул его знает. Маленький ребенок говорит про себя "Васенька хочет кушать", а слово "я" осваивает далеко не сразу. Основой же, имхо, является умение отличать свое тело от чужого тела, что тоже происходит постепенно. "Осознание собственной индивидуальности " вначале ничего, кроме идентификации своего тела не содержит. Потом, по образцу, человек пытается идентифицировать свои мысли и чувства. То есть понятие "я" основано на факте существования кристаллизованного физического тела, и тут все просто, а дальше начинаются проблемы. Проблема №1 состоит в том, что "осознание собственной индивидуальности" переносится туда, где этой индивидуальности просто НЕТ. Так что все "изначальное ИЯ" сводится к телу, увы. Но наше тщеславие (ЛЛ) претендует на обладание чем-то более высоким. Вместо того, чтобы это высокое вырабатывать работой.
А почему б не предположить, что когда ребенок говорит о себе в третьем лице, то его ИЯ просто еще не отождествлено с телом, его тело - как новый мобильник, не поймешь на какие кнопки нажимать. ИЯ оказалось в новом теле, через некоторое время отождествляется с ним и забывает "себя отдельного". Многие системы требуют "вернуться к сущности", и т.п., ЧП требует "вспомнить себя" тоже "через сущность".
Проблема №1 - это решение, а не проблема. Вернуться туда, где индивидуальности НЕТ - вот то, что нужно, некоторые системы об этом говорят (адвайта), а ЧП - нет, но ведь ЧП - это фрагменты, так относитесь к ЧП как к фрагментам. Таким образом, "изначальное ИЯ" сводится к чистому, неотождествленному сознанию ребенка (но это еще не самосознание).
3) А разве у ПДУ речь шла о внутреннем пространстве? Он просто игрался с идеей многомерности, и не он один.
Да, там больше космологии, но вот цитата:
"Четвертое измерение измеряется продолжительностью времени от зачатия до смерти, днями, месяцами и годами - в виде линии, не имеющей толщины. Но мы прекрасно знаем, что наше восприятие всех этих дней и минут ничуть не похоже на линию без толщины. В самом деле, целые дни проходят абсолютно "плоско", но затем наступает момент, когда время внезапно расширяется в стороны. Этот момент имеет невероятную напряженность, или глубину, и эта напряженность связана с незнакомыми прежде картинами, открывающимися под прямыми углами к пути времени, -так сказать, во все стороны от времени. Час, который вчера проходил между высокими стенами, ничего не открывавшими и ни о чем не говорившими, сегодня длится столько же, но проходит через необъятный пейзаж, раскинувшийся под просторным небосводом до далеких гор. Изменение в напряженности, или глубине, момента является, вероятно, еще одним способом восприятия пятого измерения.
И вновь необходимо понять, что эта напряженность зависит прежде всего от уровня нашего сознания, что только рост сознания дает средство проникнуть в пятое измерение, и что мужчина, женщина и ребенок соединены вместе не только возрастом и функциями, но и - над всем этим - уровнем сознания, преодолевающим и преобразующим эти ограничения."
Пятое зависит от сознания, ну а в шестом измерении реализованы "все возможности" - в каком-то параллельном мире я ответил иначе на Ваше сообщение.